Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАРТИНА ТУРОВСКОГО

Бог одиноких вводит в дом.., а непокорные остаются в знойной пустыне (Пс. 67, 7) – эти вдохновенные слова Псалмопевца сказаны словно о тех затворниках, которые в земном бытии удалялись в пустыни, покорные Богу, чтобы после войти к радость Господа своего, которые уходили в поисках спасения в тесные келии, где проводили дни жизни в уединенном молитвенном общении с Творцом. Преподобный Мартин, туровский пустынник, служил поваром у епископов Симеона, Игнатия и Иоакима, бывших духовными пастырями земли Туровской с 1120 по 1146 годы, и только преемник Иоакима, епископ Георгий, освободил Мартина от его обязанностей "старости ради", из чего можно определить приблизительное время рождения блаженного старца – вторая половина 90-х годов XI столетия. Судя по замечанию автора сказания о святом подвижнике, он страдал сильными болями от грыжи, "чрево ибо ему в лоно входило".


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ДИОНИСИЯ, АРХИЕПИСКОПА СУЗДАЛЬСКОГО

Но он не искал земной чести, а славы Божией желал. «Мы нашли его, — писал патриарх в грамоте, достойным всякой похвалы: видели пощение и слезы его, молитву и милостыню, все, чем обозначается духовный Божий человек; он присутствовал и на пятом Соборе, духовно беседовал с епископами о Священном Писании, причем показал ревность к вере и глубокое разумение священных правил. Потому и удостоен он почетного сана с возведением кафедры его на степень архиепископии, второй после Новгородской; даны ему стихарь с источниками и фелонь с четырьмя крестами и ликами евангелистов».


ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ МУРОМCКИX СВЯТЫХ ЧЮДОТВОРЦЕВ БЛАГОВЕРНОГО И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАЗВАННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВЫДОМ, И СУПРУГИ ЕГО БЛАГОВЕРНОЙ И ПРЕПОДОБНОЙ, И ДОСТОЙНОЙ ПОХВАЛЫ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАЗВАННОЙ ВО ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИЕЙ

А у князя был родной брат по имени Петр. Как-то Павел позвал его к себе и стал говорить ему о словах змея, которые тот сказал жене его. Князь же Петр, услыхав от брата своего, что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать, без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его – не ведал он ничего об Агриковом мече.


СИНАКСАРЬ НА РОЖДЕСТВО СВЯТОГО ИОАННА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ

Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все ее сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость – отнял у Нее "поношение бесчадства". Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются (Лк. 1, 13–14). Тогда радовались как сродники Захарии, так и те, кто исполнен был пламенного ожидания Мессии Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайне воплощения Сына Божия, однако дух их, окрыляемый под воздействием Духа Святого, – самым событием рождение Предтечи таинственно подвигнут был на радость, и они увидели в этом событии как бы некоторое уверение в том, что дождутся чаемого Мессии.


ЖИЗНЕОПИСАНИЕ БЛАЖЕННОЙ СТАРИЦЫ АНАСТАСИИ ИЗ ХВАЛЫНСКА

Ежегодно 7 июля в день памяти блаженной Анастасии на ее могилке на Хвалынском городском кладбище собираются духовные чада старицы. Сначала они идут в церковь, где служат по ней литию и панихиду. Потом идут на могилку и читают акафисты святой Анастасии Узорешительнице и святому Иоанну Крестителю, которого память в тот день совершается. Кладут на могилку пищу, которая получает целебную силу. Он нее многим подаются исцеления. Вечная тебе память, блаженная наша матушка Анастасия! Помолись у престола Божия и о нас грешных!


ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ

Преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде около 1157 года. Услышав однажды в церкви слова Христовы «Аще кто хочет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24), он решился оставить мир и принял монашеский постриг от святого Варлаама Хутынского (память 6 ноября) в его обители. Умирая, преподобный Варлаам поставил святого Антония настоятелем вместо себя, но Антоний, избегая славы, удалился из обители и поселился на берегу Дымного озера, в окрестностях города Тихвина. Здесь он основал монастырь и подвизался в нем до конца жизни.


ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА МИТРОФАНА, АРХИЕПИСКОПА АСТРАХАНСКОГО И ЦАРЕВСКОГО

Участь его была уже заранее предрешена. В деле нет даты расстрела Владыки, только на арестном листе размашисто написано: расстрелян.
Сохранился рассказ очевидца смерти священномученика. В ночь казни архиереев он был дежурным по камерам арестованных. Около трех часов ночи к камере, где содержались епископы, подошли комендант Волков и караульный начальник. Комендант вошел в помещение и толкнул ногой спавшего на койке архиепископа Митрофана (Краснопольского), сказав: «Вставай!» Свидетель видел, как преосвященный встал и начал надевать рясу, но комендант схватил его за воротник рясы и закричал: «Живее выходи». Вслед за этим комендант ухватил его за руку и потащил к двери, а оказавшись во дворе, быстро зашагал и тянул за собой жертву. Архиепископ Митрофан был босиком; сделав несколько шагов, он споткнулся и упал. Его подняли и довели до закоулка, где происходили расстрелы.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО

В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах: сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст». К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с Преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра».


ПРОТИВ ЛЮТЕРАН.   Слово о поклонении святым иконам преподобного Максима Грека

Если иконы, как вы мудрствуете, подобны идолам, то и скиния, которую сотворил Моисей, и церковь, устроенная Соломоном, по-вашему, подобны идольским храмам, и жертвы, которые в них приносились во славу Божию, подобны еллинским жертвам, которые они приносили идолам, и ковчег, в котором были скрижали завета и прочее, ничем не отличается от твоего сундука, в котором ты хранишь домашние вещи, и жезл Ааронов прозябший не отличается от твоего посоха, на который ты опираешься, и свещник златый, имевший семь светильников, не отличается от твоего свещника, который ты вжигаешь у себя в доме.


ЖИТИЕ ПРЕП. МАКСИМА ГРЕКА

Три раза повергался он на землю пред Собором, умоляя о помиловании ради милости Божией к немощам человеческим и со слезами просил простить ему погрешности, если какие допущены были им в книгах; все было напрасно: его осудили, как еретика, испортившего Писание Божие, схватили опять и вывезли из города так тайно, что в Москве не знали даже, жив ли он и где заключен. Но страдалец томился в душной темнице Иосифо-Волоколамского монастыря, где отлучен был, как нераскаянный грешник, от приобщения св. Таин, под строгим присмотром духовных старцев; не только запрещено было ему видеться с кем-либо из посторонних, но даже ходить в церковь: такова была горькая участь пришельца греческого, вызванного с такой честью со Святой Горы.


 ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ГЛЕБА ВЛАДИМИРСКОГО

Его нетленные мощи сохранились и прославились чудесами. В 1238 году, во время нашествия Батыя на Русскую землю, татары подожгли собор во Владимире. В этом пожаре сгорели епископ Митрофан, великая княгиня Агафия, супруга великого князя Георгия Всеволодовича (+ 1238), и множество жителей Владимира, закрывшихся в соборном храме. Однако огонь даже не коснулся гробницы благоверного князя Глеба. В июле 1410 года на Владимир напали татары. Разграбив город, они стали расхищать церковные сокровища собора, убив соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба святого благоверного князя Глеба, из него вышло пламя, и татары в страхе покинули город.


ТВЕРДО ОТСТАИВАЛ ЧИСТОТУ ПРАВОСЛАВИЯ И БОРОЛСЯ С  ЕРЕСЬЮ. Из жития священномученика Мефодия, епископа Патарского

Святой Мефодий, епископ Патарский (Ликийской области в Малой Азии), отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко он поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями, особенно с получившей широкое распространение ересью оригенистов. После него осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества, изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ВАЖСКОГО

По особому Божьему внушению, в 1444 году основал Василий Степанович на Ваге иноческую обитель в честь евангелиста Иоанна. Обители своей он дал много земель, утвердив свои пожертвования грамотами. Так, известны грамоты, которыми в 1452 году назначены были три села с землями в пользу Богословской обители, и в тех же грамотах видим игумена обители Серапиона.
По летописям видим, что на Ваге при всей любви своей к людям Василий Степанович вынужден бывал браться за оружие для усмирения дикарей — вогулов и остяков, нападавших на его поселения. Не раз посадник Василий Степанович являлся послом от Новгорода к великим князьям, и имя его встречается в важнейших для истории Новгорода документах 1446—1456 годах.


БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1155 г. блгв. кн. Андрей Георгиевич Боголюбский, переселяясь из удела своего – Вышгорода – в свою родную область Суздальскую, взял оттуда находившуюся в девичьем монастыре чудотворную  икону, написанную св. евангелистом Лукой, ныне знаменитую Владимирскую, принесенную ему в дар из Константинополя. В 10-ти верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Их заменили свежими, но и новая упряжка не могла сдвинуть повозку.


ВОЗЗВАНИЕ СЩМЧ. ПЕТРА К ПАСТЫРЯМ И ПАСТВЕ ПРОТИВ ОБНОВЛЕНЦЕВ, РАСКОЛОВ И ЕРЕСЕЙ

Ко всем прочим испытаниям, коими посетил нас Господь, Он приложил и еще, и притом самое тяжелое и самое болезненное для нас — раздел и смуту в Церкви Православной. Некоторые архиереи и священники, вопреки издревле установленным правилам, попрали канонически законную церковную власть и, отвергши ее, сами стали у власти, образовавши свое так называемое «высшее церковное управление» и выделившись в особую религиозную группу, которую наименовали «живою церковью». Своею целью они поставили реформирование всех сторон церковной жизни, начиная с пересмотра догматов и канонов и кончая обрядами.


ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА (ЗВЕРЕВА), АРХИЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО

Весной 1922 года наступил голод, и епископ Петр решил, не ожидая ни разрешения властей светских, ни каких-либо распоряжений властей церковных, оказать посильную помощь голодающему населению. Каждый день с 9 до 15 часов он служил, а потом обращался к людям с проповедью о помощи голодающим. Летом 1922 года раскольники-обновленцы, при поддержке советских властей, принялись за разрушение Церкви. Некоторые священники — кто под воздействием соблазнительных аргументов, кто под угрозой физической расправы — присоединились к обновленчеству. Епископ Петр немедленно таковых запретил в священнослужении, предав факт запрещения огласке, чтобы предупредить православных мiрян об опасности отпадения их от Церкви.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МОИСЕЯ ОПТИНСКОГО (ПУТИЛОВА)

Сорока трех лет от роду принял преп. Моисей в свое заведование Оптину Пустынь и 37 лет пекся о ней. За это время, трудами настоятеля, Оптина совершенно преобразилась. Число братства увеличилось во много раз, были сделаны, несмотря на то, большие хозяйственные запасы, почти удвоена монастырская земля, разведены фруктовые сады, заведен рогатый скот, устроена обширная монастырская библиотека, расширен собор, воздвигнуты две церкви, выстроены трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келий, два завода, мельница и знаменитая белая Оптинская ограда; служба стала совершаться благолепно, но, что всего важнее, возвысился нравственный строй обители.


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Церковный сторож соборной церкви, по имени Максим, ходя в одну ночь, по долгу службы своей, вокруг церкви, нашел ее отпертой и увидел, что в ней горят свечи и поют священники. Он очень испугался и побежал сказать о том ключарю, иерею Иакову. Тот поспешно отправился, но нашел церковь запертою, как и была, но изнутри был виден свет. Он отпер двери, вошел в храм и не нашел там никого, но свечи горели. Он устрашился и услыхал голос из алтаря, говорящий:


УЧЕНИК ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ. Память св. преп. Мефодия Пешношского

В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные. Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие святого Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте, и благословил это место, где и была основана обитель.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ АЛЕКСАНДРЫ ДИВЕЕВСКОЙ

Келейные ее подвиги остались неизвестны, но почитатели ее и дивеевские крестьяне, сохранили воспоминания о ее глубоком смирении и тайных благотворениях. Милостыня матери Александры была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла. Кроме исполнения самых трудных и черных работ у отца Василия Дертева, мать Александра хаживала в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян, а в страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни на работе, топила в избах печи, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала на них чистое к приходу их усталых матерей.



Новости 4001 - 4020 из 5558
Начало | Пред. | 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 | След. | Конец

Русский календарь