Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
01.04.2018

Дни посещения Божия людей. Прот. Григорий Дьяченко. Поучение на Вход Господень в Иерусалим

Прот. Григорий Дьяченко. Поучение на Вход Господень в Иерусалим.

Прот. Григорий Дьяченко. Поучение на Вход Господень в Иерусалим.
I. Обратим, братия, внимание на следующия слова Господа, Котораго торжественный вход в Иерусалим мы празднуем ныне. Когда Господ торжественно входил в Иерусалим, то приближаясь к св. граду, «видев град, плакася о нем, и рече: аще бы разумел время посещения твоего» (Лук. 19, 43-44).
II. Обратим, братия внимание на эти слова нашего Господа. Из них мы видим, что для людей бывают особые дни посещения их Богом, которыми нужно пользоваться, как средством своего спасения.
Какие это дни посещения? Когда и как они бывают? — Трудно дать на все сие ответы совершенно определенные: ибо, во-первых, каждый человек ведется от Промысла Божия по своему пути: с другой стороны, у благодати Божией все может служить средством к возбуждению нас от сна греховнаго. Довольно посему приметить, что душа в это время посещения сама чувствует необыкновенность своего положения, видит себя между небом и адом, как бы на средине: слышит глас, повелевающий оставить путь беззакония; и готова бывает на все, чего требует вера и совесть.
а) К числу таковых дней посещения Божия грешнику принадлежит, во-первых, день исповеди и причащения св. Таин. В исповеди мы каждый раз предстаем, еще до смерти нашей, на суд Самого Бога и слышим из уст служителя алтаря такой приговор, коим решается наша судьба, и коего сила признается и утверждается на небе. Какой посему важный и священный час для нас есть час нашей исповеди! — А в таинстве причащения каждый раз является пред нас, под видом хлеба и вина, Само Ипостасное Слово, входит внутрь нас и соединяется с нами для нашего освящения. Можно ли иметь больший знак благодати и близости к нам Спасителя, и, следовательно, можно ли желать лучшей минуты для перемены своей жизни?
б) К дням особеннаго посещения Божия должно отнести тяжкия болезни, когда грешник, низшедший до врат смерти, а для него то же, что до врат адовых, можно сказать, уже собственными очами видит пропасть адскую, которая ожидает его за грехи и нераскаянность. Возстав с одра таковой болезни, многие совершенно изменяют свою жизнь, обращаются к Богу и церкви, становятся истинными христианами; а иные, увы! и обещав Господу свое исправление, возвращаются потом вспять и погрязают еще в большем плотоугодии и нечестии.
в) За дни особеннаго посещения Божия должно почесть и другие случаи, в коих подвергаются очевидной опасности или наша жизнь, или честь, или имущество, подвергаются до того, что мы теряем надежду на спасение. В таком случае самые чувственные и закоренелые грешники обращаются с молитвою к Богу, произносят обеты покаяния; — и Промысл нередко отклоняет опасность, притом так, что сам спасенный чувствует это, и признает над собою перст Божий. Но это чувство, это признание не всегда производят над грешником то спасительное действие, котораго ожидать надлежало, так что, с продолжением времени, многие забывают и опасность, и обеты свои, и устремляются к прежним грехам и беззакониям!
г) Днем особеннаго посещения Божия бывает также кончина, особенно внезапная, людей, с коими, тем или другим образом, тесно связано было самое бытие наше. Тут, сретившись с смертию, видя раскрытую могилу брата или друга, супруги или дочери, опять самый закоснелый грешник чувствует в себе пробуждение совести, сознает, что всуе думает он обрести и утвердить счастие свое на земле, что надобно готовиться к миру другому. Все это оканчивается у некоторых твердою решимостию на совершенную перемену своих нравов и поведения.
д) На особенно радостныя события в жизни также должно указать, как на дни особенных посещений благодати. Когда сердце распространяется от радости, то взор невольно подъемлется горе — к небу: исполненный самодовольства, человек чувствует вокруг себя как бы некое веяние духа благодати и щедрот, а совесть, более или менее внятно, но всегда напоминает при сем человеку о необходимости быть добрым, дабы сохранить милость Божию.
III. Во всех сих и подобных случаях со всею справедливостию можно обратить к грешнику слова Спасителя к Иерусалиму: о если бы уразумел ты время посещения твоего! (Сост. по «проповед. Иннокентия, архиеп. херс. и тавр.», т. 1, изд. 1873 г.).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том первый. Первое полугодие. (330 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 503-504.

<-назад в раздел

Русский календарь