Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Память преп. Варсонофия Великого 19.02.2018

Память преп. Варсонофия Великого

 

 

Святой Варсонофий родом был египтянин. С юных лет горел он желанием вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, он вошел в него и, видя, как там каждый старается обогнать другого, сказал себе мысленно: «Видишь, как усердно подвизаются искатели тленных венцов? Не тем ли паче должны подвизаться мы, наследники Царствия Небесного?» И ушел с сего зрелища, еще более прежнего горя духом к подвижничеству.

Был ли он в какой обители в Египте – неизвестно. Сказание указывает его иноком прямо в Палестине. Пришедши в Иерусалим на поклонение святым местам, он остался здесь и сначала жил под руководством старца Маркелла, а потом перешел в обитель аввы Серида близ Газы. Здесь, стремясь к высшему подвижничеству, он устроил себе малую келью вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим безмолвием.

В начале сего безмолвия ему приносили из обители только три хлебца в неделю. Но как он предавался плачу и великую почерпал сладость от слез, то от ощущения сей неизреченной сладости нередко довольствовался только одним хлебцем, а многократно забывал вкушать и его. Так вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз; ибо почасту восхищаем был к пище духовной, от сладости коей забывал о пище чувственной.

С течением времени, омывая себя всегдашними слезами, блаженный так очистил сердце свое от страстей душевных и телесных, что стал превыше стрел вражеских, приобрел мир помыслов, который есть вместилище дарований Святаго Духа, – приобрел и то, что в нем уснуло, или, лучше сказать, умерло всякое страстное движение и мудрование, почему и назвал затвор свой гробницею.

С того самого времени, как он очистил сердце свое от страстей и сподобился быть храмом и жилищем Святаго Духа, вследствие такой чистоты, обогатился он высокотворным, истинным и совершенным смирением, по которому считал себя землею и пеплом – на деле, а не на словах только, и всегда говорил себе: «Кто я такой? И кто считает меня за что-либо?»

Чрез такое смирение сподобился он и большей из всех добродетелей – рассуждения, которое дается от Бога иноку как управитель.

От рассуждения же великий Варсонофий удостоился получить прозрение, которым, по изъяснению преподобного Петра Дамаскина, постигаются мысленные и сокровенные сущности чувственных и мысленных тварей.

Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества – видеть происходящее вдали как находящееся вблизи и будущее как настоящее. Он узнавал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошающим его, не сообразуясь со словами их, но сообразно с направлением их ума и мыслей.

Полагая же непрестанно, по слову божественного Давида, восхождения в сердце своем к Богу и прилагая смирение к смирению, безмолвие к безмолвию и любовь к любви, удостоился он наконец достигнуть и высочайшего дарования – восхищения к Богу, в коем возносился до седьмого неба, не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа, и там получил благословение и видел неизреченные блага и тайны Царствия Божия, не зная, в теле ли он был или вне тела, подобно великому Павлу (см.: 2 Кор. 12, 3).

И дано ему было затем обильное дарование чудотворения, так что он мог воскрешать мертвых именем Владыки Иисуса Христа, изгонять демонов, исцелять неисцельные болезни, совершать и другие силы и чудеса и подобно Илии заключать и отверзать небо.

Такие великие дарования сподобился получить и столь великого совершенства добродетелей достигнуть великий во Отцах Варсонофий. Однако столь великие дарования и приобретены были им среди таких искушений, каких многие не только не могут претерпеть самым делом, но даже и слух их не в состоянии будет вместить их. Равно и великим болезням подвергался преблаженный сей, но переносил их с такой доблестью, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего.
Жил сей святой в VI веке, во времена Царя Юстиниана, и в течение целых 50 лет и более ни один человек не видал его. Только однажды показался он нескольким братиям и умыл им ноги, для рассеяния сомнения в его существовании. И еще под конец жизни расставался он с дорогим ему безмолвием для блага Церкви, когда Юстиниан начал теснить не принимавших учения аффортодокетов, покровительствуемых им. Патриарх Иерусалимский в сей нужде уговорил сего Авву великого отправиться к Императору с ходатайством преложить гнев свой на милость. Посольство имело успех. Убежденный силою слова Аввы, Император остановил задуманное преследование непокорных, как ему казалось, лично ему, и возвратил Иерусалимской Церкви свое благоволение, прислав ей с Варсонофием дары.

Скончался великий Авва в 563 году. А иные, не определяя года, обще говорят: раньше 600 года.

 

Святитель Феофан Затворник

 

Добротолюбие. Т. 2. Свято-
Троицкая Сергиева лавра, 1992.

 

+   +   +

 

Десница Господня творит силу (Пс. 117, 15) – дает нам крепость, чтобы мы могли шествовать по стопам отцов наших, т. е. следовать их учению, жизни, долготерпению, любви, терпению, гонениям и страданиям, которые они претерпели от врага и чувственно, и мысленно. Если же не усвоим себе чего-либо из жития их, то как назовемся и чадами их? Господь говорит: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин. 8, 39). Ежели мы не будем страдать с ними по мере немощи нашей, то как можем некогда и прославиться вместе с ними? Ежели не умрем с ними, отсекая волю свою, то как и восстанем с ними, в ожидании услышать сие слово: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34)?

Брат! Ежели Господь исполнил наши прошения, даровав нам в наставники отцов наших, то будем остерегаться, как бы леность наша или слабость, или нерадение, или неверие не разлучили нас с ними; ибо Писание говорит: Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится (1 Кор. 7, 15); вспомним еще сказанное: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Будем непрестанно молить Бога, чтобы никому из нас не разлучиться с отцами нашими, ни в сем веке, ни в будущем.

 

Преподобный Варсонофий Великий

 

Руководство к духовной жизни.
Ответ на вопрос 110-й. М., 1998.


<-назад в раздел

Русский календарь