Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
13.01.2018

Память В. Л. Величко, поэта, публициста, видного деятеля «Черной сотни»


В. Л. Величко

 

 

Православие, Самодержавие
и Народность суть такая же
жизненная истина для России,
как крылья для птицы,
как воздух для тех, кто дышит.
В. Л. Величко

 

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

 

Василий Львович Величко родился 2 июля 1860 года в городке Прилуки Полтавской губернии, в дворянской семье. Детские годы будущего поэта и общественного деятеля прошли в родовом хуторе Вернигоровщине. Его ближайшие предки были дружны с крупными деятелями российской культуры – Н. В. Гоголем, М. И. Глинкой, Н. И. Костомаровым, которые часто гостили у семейства Величко.

В 1870 году Василий был определен для обучения в киевский пансионат Даниэля, затем получил образование в элитном Императорском Училище правоведения, которое было своего рода «кузницей чиновничьих кадров» Российской Империи.

 

ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Писать стихи Величко начал еще в бытность студентом. Первое стихотворение появилось в 1880 году в «Живописном обозрении». А вскоре талантливого юношу уже печатали «Свет», «Русская мысль», «Новое время», «Вестник Европы», «Русский вестник», «Северный вестник», «Нива», «Неделя» и другие известные тогда периодические издания. В 1890 году вышел первый сборник стихотворений, в 1894-м – второй. Также Величко написал несколько драматических произведений, одно из которых – комедия «Первая муха» – даже заслужило Грибоедовскую премию.

В поэзии Василий Величко был, прежде всего, продолжателем традиций Русской философской лирики. В его творчестве многое перекликается со стихами Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого. В то же время ему не чужда и традиция гражданской лирики – М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова.

Излюбленная тема творчества и основная цель практической общественной деятельности Величко – пробуждение Русского духа. Став одним из лидеров патриотической организации «Русское Собрание», Василий Львович посвятил ей стихотворение, которое пользовалось большой популярностью в патриотических кругах. Оно начинается тревожно-возвышенными строками:

 

В тумане смутных дней

В нелегкий путь пошли мы,

Огнем любви палимы, –

Любви к земле своей!

 

Но главной особенностью поэзии Василия Величко была историософичность. Его можно с полным правом назвать «певцом Русской идеи». В своем поэтическом творчестве он продолжал традиции Русских мыслителей-консерваторов от славянофилов И. В. Киреевского и А. С. Хомякова до Ф. М. Достоевского и К. Н. Леонтьева. Его прекрасное стихотворение «Русская идея» наглядно демонстрирует, сколь глубоко понимал поэт призвание России и предназначение Русского народа. Как точно и образно показывает он антиномичность Русской идеи!

 

Не всем постичь ее дано!

В ней мир и меч, покорность и свобода!

Она – в душе могучего народа

Небесной истины зерно!


Столь же точно и глубоко Величко понимает сущность Самодержавной власти:

 

В непререкаемом сознаньи

Безбрежных прав, владеемых Царем,

Царь падал ниц пред Божьим алтарем –

В мольбе, в надежде, в покаяньи!

 

Величая Россию «дочь Мессии», поэт говорит, что Русский народ избран Богом не для господства над другими народами, а для служения:

 

И знали все, и знают ныне:

В веках скорбей, страданий, славных дел

Свершается таинственный удел –

Служенье крестное святыне!


Таким образом, существо Русской идеи, согласно Величко, составляет безсмертная уваровская триада: «Православие, Самодержавие, Народность».

 

НА КАВКАЗЕ

 

В середине 1890-х годов у Василия Львовича Величко было все, чего только может пожелать человек пера: популярность в литературных и окололитературных кругах; хотя и не шумный, но устойчивый успех у публики, любовь многочисленных поклонников и друзей. Его имя встречалось на страницах многих журналов. Однако в 1896 году поэт порывает с богемным образом жизни и уезжает в Тифлис – редактировать газету «Кавказ».

Злые языки связывали неожиданное решение Величко с его необходимостью поправить финансовое положение. Однако люди, имеющие подобную мотивацию, не ведут как Василий Львович: защищая на Кавказе Русские национальные интересы, он нажил себе немало влиятельных врагов. Поэтому более достоверным выглядит предположение, что главным мотивом возглавить издание для поэта стало желание попытаться повлиять на мировоззрение образованного слоя России. Величко был представителем той – немногочисленной – части Русской элиты, которая отчетливо видела опасные тенденции в жизни общества.

Однако в 1899 году не по своей воле Василий Львович оставляет редакторское кресло. В феврале 1904 года будущий священномученик протоиерей Иоанн Восторгов на панихиде по усопшему поэту в Тифлисе отмечал: «Да, так много у него врагов, что даже открытые молитвенные собрания для поминовения покойного служителя Русского дела не безопасны в смысле возможности <...> преследования за них, давления и осуждения со стороны сознательных или безсознательных врагов Русского дела. Можно судить поэтому, как тяжка и часто до трагизма тяжка была самая работа покойного Василия Львовича».

Умудренный опытом патриотической борьбы, В. Л. Величко покинул Кавказ. Отныне стремление зажечь «самосознания зарю» (строка из его стихотворения) будет делом его жизни. Поэт стал не только певцом Русской идеи, но и борцом за Русскую идею.

 

В РЯДАХ ЧЕРНОСОТЕНЦЕВ

 

В это время в Петербурге велась работа по созданию национального Русского кружка, из которого вскоре выросла первая черносотенная организация «Русское Собрание». Как писал один из современников, она зародилось, «когда любовь к Отечеству была в забвении», «когда стало невыгодным быть Русским человеком».

Величко становится членом Совета «Русского Собрания». Впрочем, свою борьбу он продолжал главным образом на поприще публицистики. В апреле 1902 года известный издатель, отставной полковник и сербский генерал Виссарион Виссарионович Комаров получил право на издание старейшего консервативного журнала «Русский вестник». Комаров пригласил В. Л. Величко на должность соредактора.

В «Русском вестнике» в полной мере раскрылся талант Величко-публициста. В 1902–1903 годах он опубликовал цикл статей под общим весьма характерным названием «Русские речи». Эти статьи, составившие впоследствии второй том его Полного собрания публицистических сочинений (СПб., 1905), были посвящены самым злободневным вопросам Русской жизни. Их проблематика и даже сами заголовки свидетельствовали о том, что Величко намеревался сформулировать цельную идеологию складывавшегося тогда Русского патриотического движения.

 

ТАЙНА РОССИИ

 

Казалось бы, Василий Львович с головой ушел в политическую публицистику и редакторские хлопоты. Однако поэт оставался поэтом. Ничего удивительного, что его больше манили образы, а не логические конструкции. Поэтому Величко не только продолжал писать стихи, но и создал в этот период свое наиболее масштабное художественное произведение – историческую драму в пяти действиях «Меншиков», которая увидела свет в 1903 году. Это величественное художественное полотно, в центре которого – фигура знаменитого полководца и государственного деятеля Александра Даниловича Меншикова.

Любимец Петра Великого и, по выражению Пушкина, «счастья баловень безродный» предстает у Величко не только крупным политиком и сановником, но и носителем Русского национального миросозерцания. Сюжет драмы посвящен последним годам жизни Меншикова, когда он из «полудержавного властелина» превратился в гонимого новым правителем – Императором Петром II – рядового человека. У Величко Меншиков, имеющий возможность при поддержке гвардии низложить юного Императора, сделавшего ставку на его врагов, склоняет выю перед Помазанником Божиим. В изгнании от него отрекаются его былые друзья, в суровой сибирской ссылке умирают его жена и любимая дочь, но Меншиков, подобно Иову Многострадальному, смиряется и познает истины бытия.

В уста героя поэт вкладывает дорогие для него самого мысли и чувства, к примеру, что подлинное служение Отечеству может иметь только духовно-нравственную основу. Александр Данилович так исповедует цель этого служения:

 

Лишь тот слуга Престола и Отчизны,

Кто, им служа, стремится к Божьей правде!..

 

Еще более важная мысль, можно сказать, прозрение Величко излагается в беседе Меншикова со шведским посланником, где сформулирована тайна непобедимости России:

 

России вы не знаете, барон!

Поймут ее нескоро чужеземцы!..

Она сильна не деньгами, не войском:

Сокрыта мощь в незримых тайниках!

Настанет миг – по щучьему веленью

Все явится: дружины и казна!

Из ничего возникнет все, что нужно!

Не бренные сокровища нам дал,

Не создал их Петра могучий гений,

А лишь открыл таившийся под спудом

Народных сил неистощимый клад!

Народных сил незыблема твердыня!

 

КОНЧИНА

 

Всего себя без остатка В. Л. Величко отдавал делу борьбы за национальные интересы России. Даже на смертном одре мысли его были о судьбе Отечества, о Царе и Русском народе. Очевидец кончины поэта приводит его предсмертные слова поэта, обращенные к друзьям: «Думайте о благе России, Царя и народа!.. Душа Царя – душа народа! Он – Божий ставленник, живая связь народа с Богом!.. Народ не виноват в пороках Русской интеллигенции. На крыльях его духа Россия вознесется над миром!.. Уходите в деревню! Там будут выработаны формулы, которые победоносно выведут Россию на истинный путь!..»

Василий Львович Величко скончался 31 декабря 1903 года, в самом расцвете сил – в возрасте 43 с половиной лет. По заключению врачей, смерть наступила в результате воспаления легких.

В статье «Духовная сущность и свобода писателя» Величко пламенно призывал всех Русских литераторов посвятить свой талант служению не идолам бренного мира сего, но вечным идеалам и святыням. Он писал: «Пусть каждый, вступающий в священный храм литературы, скажет себе: „Не хочу быть ярким электрическим фонарем на дверях растленного кафешантана. Я предпочитаю быть еле видной восковой свечечкой пред алтарем моей святыни!!!“» Так он и прожил свою жизнь – сгорел живой свечой пред алтарем Русских святынь.

 

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

По книге: Величко В. Л.
Русские речи / Сост. предисл.
и коммент. Степанов А. Д.,
отв. ред. Платонов О. А.
М.: Институт Русской
цивилизации, 2010.


<-назад в раздел

Русский календарь