Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
30.04.2017

В 1818 году родился Государь Император Александр II


«Император Александр II в детстве»
Худ. Д. ДОУ

 Постоянной заботой Императора Николая [I] было дать наследнику своего престола воспитание, вполне соответствующее его высокому призванию. Тотчас по воцарении он избрал ему и наставника – В.А. Жуковского.

Поэт всей душой отдался порученному ему великому делу. Плодом усиленных трудов и глубоких размышлений Жуковского был составленный им к осени 1826 года и тогда же отправленный на утверждение Государя в Петербург «План учения». Доклад этот представляет выработанную до мельчайших подробностей программу нравственного воспитания и умственного развития вверенного поэту царственного питомца.

Целью воспитания вообще и учения в особенности Жуковский провозглашает образование для добродетели. Воспитание достигает этой цели развитием прирожденных добрых качеств, образованием из них характера нравственного, предохранением от зла, искоренением дурных побуждений и наклонностей; учение образует для добродетели, знакомя питомца с тем, что окружает его, с тем, что он есть, с тем, чем он должен быть как существо нравственное, с тем, для чего он предназначен как существо безсмертное. Сообразно этим началам учение подразделяется на три периода: отрочества, от восьми до тринадцати лет, – учение приготовительное; юности, от тринадцати до восемнадцати, – учение подробное; первых лет молодости, от восемнадцати до двадцати лет, – учение применительное.

Жуковский тщательно распределил по часам занятия в учебные и неучебные дни, разумея под последними дни воскресные и праздничные, дни рождения и именин Государя, двух Императриц и самого наследника, первые четыре дня Пасхи и Святки, от Рождества до Нового года. Сверх того ежегодно полагались летние вакации (каникулы, – примеч. ред.), с половины июня до 1 августа. По предначертанию наставника вакационное время имело быть посвящено практическому изучению военного искусства.

Собственный взгляд на военное образование Александра Николаевича Жуковский изложил подробно в «Плане учения», повергнутом им на воззрение самого Государя. <…>

Ничто не ускользает от внимания бдительного наставника. Он тщательно перечисляет все нужные учебные пособия: книги, карты, эстампы; распространяется о расположении учебной комнаты, особой горницы для игр и гимнастических упражнений, мастерской для ручных работ.
Жуковский восстает против частых переездов из места в место и требует, чтобы наследнику назначено было одно постоянное местопребывание – зимою в Петербурге, летом – в одном из загородных дворцов; чтобы прогулки его соединялись с наставительною целью, будучи посвящаемы осмотру общественных заведений, зданий, кабинетов, мануфактур и проч.; чтобы производились экзамены ежемесячные и полугодовые, первые в присутствии Императрицы, вторые – самого Государя. Подробно излагает он свой взгляд на награды и наказания: одобрение Императора – величайшая награда, неодобрение – самое тяжкое наказание Великому Князю, для которого мысль об отце должна быть «его тайною совестью». Поэтому наставник убеждает Государя не хвалить сына за прилежание, награждая его ласковым с ним обращением, а удовольствие изъявляя лишь в немногих выдающихся случаях; так же точно – не выражать неодобрения за мелкие проступки, ибо испытать гнев отца должно быть для наследника случаем, «единственным в жизни». Жуковский желал, чтобы самые подарки, делаемые Великому Князю, согласовались с «Планом учения», ибо, «имея много безполезного, становишься равнодушным к полезному».

Главной наукой наследника престола, «сокровищницей царского просвещения» называет Жуковский историю, наставляющую опытами прошедшего, ими объясняющую настоящее, предсказывающую будущее, знакомящую Государя с нуждами его страны и его века. Освященная религией, история воспламенит в нем любовь к великому, стремление к благотворной славе, уважение к человечеству; она дает ему высокое понятие о его силе; из нее извлечет он правила деятельности царской: «Верь, что власть Царя происходит от Бога! Уважай закон и научи уважать его своим примером; закон, пренебрегаемый Царем, не будет храним и народом. Люби и распространяй просвещение; оно – сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства; им кажется легко управлять только тому, кто хочет властвовать для одной власти, но из слепых рабов легче сделать свирепых мятежников, нежели из подданных просвещенных, умеющих ценить благо порядка и законов. <...> Уважай народ свой; тогда он сделается достойным уважения. Люби народ свой; без любви Царя к народу нет любви народа к Царю. Не обманывайся насчет людей и всего земного, но имей в душе идеал прекрасного – верь добродетели! Сия вера есть вера в Бога! Она защитит душу твою от презрения к человечеству, столь пагубного в правителе людей».

С.С. ТАТИЩЕВ

Император Александр II. Его жизнь
и царствование. СПб., 1903

<-назад в раздел

Русский календарь