Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Память апостола Иуды, брата Господня 02.07.2016

Память апостола Иуды, брата Господня

Святой апостол Иуда родился в небольшом иудейском городке Назарете. Отцом его был праведный Иосиф, нареченный муж Пресвятой Девы Марии. До обручения с Богоматерью Иосиф сочетался браком с Соломией и имел от нее четырех сыновей и нескольких дочерей. Одним из этих детей и был святой, впоследствии ставший учеником Христовым.

Сначала будущий благовестник не веровал в Господа (см.: Ин. 7, 5), но затем его убеждения изменились – он осознал свое заблуждение. При избрании 12-ти апостолов Иуда также был причтен к лику этих наиболее ревностных последователей Господних (см.: Лк. 6, 16; Мк. 3, 18).
Этот апостол известен также как Иуда Иаковлев (см.: Лк. 6, 16; Деян. 1, 13), Леввей (см.: Мф. 10, 3) и Фаддей (см.: Мк. 3, 18; Мф. 10, 3). Приставка «Иаковлев», т. е. брат Иакова, как и сам он представляется в Послании (см.: Иуд. 1, 1), усвоена святому потому, что он считал себя недостойным именоваться братом Христовым и предпочел называться братом Иакова, другого сына праведного Иосифа (см.: Гал. 1, 19). Такое смиренное мудрование Иуда обрел после покаяния в своем неверии в Господа и небратолюбии.

Согласно церковному преданию, по возвращении из Египта, где с Пресвятой Девой Марией и новорожденным Иисусом он спасался от ярости Ирода (см.: Мф. 2, 13–14), Иосиф стал делить свою землю между детьми от первого брака. Пожелал праведный муж выделить часть и Господу Иисусу Христу. Однако трое братьев, и особенно Иуда, выступили против этого, поскольку Иисус был рожден от другой Матери. Только старший сын Иосифа, Иаков, не согласился с ними и принял Христа в свою часть. Поэтому позже он и был наречен «братом Господним».

Прозвание Леввей, данное апостолу Иуде, имеет три значения: «совокуплен», «сердечен», «львиный». Прилагая это имя к апостолу, можно объяснить его так. Осознав свои прегрешения и познав, что Христос – истинный Мессия, Сын Божий, он соединился с Ним всем сердцем своим и с львиным мужеством подвизался в вере.

Еще одно прозвище – Фаддей – значит «хвалящий», «исповедующий», «молочные сосцы». Принимая во внимание значение этого имени, можно заключить, что так святой Иуда был назван потому, что, хваля и исповедуя Христа, Сына Божия, он, подобно женщине, кормящей младенца молоком своей груди, питал апостольским учением младенцев по вере – христиан первоначальной Церкви.

Грех неверия апостол впоследствии загладил великим усердием в деле евангельской проповеди. Он глубоко сожалел, что при жизни Христа было так мало признававших Его, и пламенно желал, чтобы весь мир познал и принял Спасителя как единого истинного Бога.

Святой самоотверженно проповедовал Евангелие – сначала в пределах Палестины, в Иудее, Галилее и Самарии. Затем он побывал во многих городах Аравии, Сирии и Месопотамии. Обходя последнюю страну, Иуда прибыл в Эдессу, где прежде него трудился святой Фаддей из числа 70-ти меньших апостолов. Фаддей принес письмо Христа и Его Нерукотворный Образ эдесскому властителю Авгарю и просветил город светом учения Христова. Апостол же Иуда довершил то, чего не успел его предшественник.

Из Месопотамии он отправился с проповедью в Персию, написав там на греческом языке свое Соборное послание, несмотря на краткость исполненное назидательного учения и глубоких мыслей. Главным побуждением к этому труду послужило распространение между верующими превратных учений и недобрых правил жизни, проповедуемых различными еретиками. Описывая отличительные черты этих нечестивцев и изображая ожидающий их Суд Божий, апостол предостерегает христиан, чтобы они не увлекались их лестью и не уклонялись от чистоты веры Христовой. Со святым негодованием он восстает и против всякого порока, а с другой стороны – с сердечной заботливостью увещевает верующих сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа в Жизни Вечной (см.: Иуд. 1, 21).

Проходя различные страны и перенося везде труды и болезни, святой апостол Иуда достиг наконец Армении. Здесь он также старательно проповедовал имя Христово и множество неверующих наставил на путь истинный. Его ревностная деятельность имела особый успех, и потому православные армяне до сих пор в знак глубокого почтения называют Иуду «своим» апостолом. В Армении святой и запечатлел служение благовестия мученической кровью. Язычники, разгневанные тем, что под влиянием его слова местные жители отвращаются от идолопоклонства, бросили Иуду в темницу. Долго апостола терзали различными мучениями, а затем возвели на гору Арарат, распяли на кресте и пронзили стрелами. Кончина святого последовала 19 июня / 2 июля около 80 г. по P. X.

 

Жизнь и труды апостолов.
Свято-Успенская Киево-
Печерская Лавра, 2013.


<-назад в раздел

Русский календарь