Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА 24.11.2012

ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА

Уже открыла нам Божественная благодать, что преподобно и праведно и благочестно; и вы точно знаете, куда и как должно направлять свое шествие, чтоб улучить Царствие Небесное. Воспоминайте же и помните изо дня в день, в чем спасение Божие, и каковы были Божественные деяния преподобных отцев, кои делом то исполнили, – начиная страхом Божиим и кончая глубоким смирением. Они началом и концом подвижничества своего имели страх Господень, глубокосердечный. От сего возсияло в них высокое пред Богом смиренномудрие, силой коего они не только ни во что вменяли все сатанинские сети, но связав самого сплетателя их, положили его в подножие ног своих, попираемое и посмеваемое, по слову Евангелия (Лк. 10,19).

Так велик Божественный дар смиренномудрия! И нет никого из святых, который бы угодил Богу не этим достоинством. В него и вы облекитесь; и отвлекшись вниманием от доброгласия, мелодий, приятного чтения, и прочих естественных даров и способностей, все усилия устремим на достижение сей цели. Не следует величаться естественными дарами – голосом, пением и т.п., но всем украшаться смиренномудрием, из коего всякое добро, и ради коего все дары благодати. Я не то хочу сказать, что следует совсем забросить сказанные добрые качества, но что их надо почитать второстепенными, и так их поставить, чтоб они шли позади госпожи добродетелей. Ибо если мы, по причине сказанных добрых качеств, или пред худогласными величаемся, или пред неучеными гордимся, или пред нехорошо и неучено превозносимся, или пред безголосыми и худо поющими поднимаем брови; то всуе весь труд наш, не в цель пускаем мы стрелы, а против себя самих и, по такой оплошности, делаем сами себя добычей зверя из бездны, диавола.

Не так, чада мои, не так; но будем со смирением и беседовать, со смирением и работать, со смирением и читать, со смирением и петь, со смирением и ходить, со смирением и пищу вкушать, со смирением и ответы давать, – и все – со смирением; и увидим, коль сладок, коль достолюбезен, коль пресветл плод сей добродетели, делающей нас подражателями Богу, Который говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Ибо в ней – воистину обитает покой, ради нее волны благодати в душах воздымаются, чрез нее чистота сердечная возсиявает, от нее бывает обильное излияние слез, из нее ключом бьет сокрушение, в ней – мудрость, разум, благоговение, воздержание, безмолвие, и всякое другое добро и есть, и видится, и славится.

Стойте же все против обходов диавола непобежденными, угашая пожар похотей Божественными молитвами и воззваниями. Что страсти приходят, – дело обычное; но наш долг отталкивать их с первого их появления. Пришел враг, устрелил и убежал. Смежи очи души своей, когда искуситель наведет какое воображение непотребное. Отбрось подальше удицу сласти, когда горький ловец во грех введет в сердце приманку к нему. Заткни уши свои, когда начнет простирать к тебе льстивую речь нашептавший смерть в уши Евы. Не коснися, ниже вкуси, ни осяжи (Кол.2:21), когда приготовитель и подноситель греховных сластей приступит к тебе, сидишь ли ты или ходишь (дома ли ты, или в пути). Не принимай; затвори себя со всех сторон.

Предзрите Господа пред собою, да не подвигнитесь ни на что худое; нудьте себя на добро, поминая об исходе, и паче о Страшном суде и его решении.

Храните между собою любовь в союзе мира, и имейте Господа, яко одесную вас сущего, да не подвигнитесь ни к похоти, ни к гневу, ни к зависти, ни к смеху, ни к празднословию, ни к чему другому чему, чрез что можете попасть в какую-либо петлю пленки адской, которая как бы ни была мала удержать вас во власти ада. Помните, что говорит св. Дорофей?! Орел, говорит, пусть весь свободен и только одним когтем зацепился, все же в сети есть, и ловец без труда или берет его или подстреливает. Внимайте же себе, и нудьте себя; ибо нудящих себя есть Царствие Небесное.

+ + +

Сколько бы раз в день ни нападал <похотный> помысл, не мятетесь и не смущайтесь, но истребляйте его вконец, — и не будет нам осуждения.

+ + +

…Душа смиренная, уязвляемая помыслами, отражает их с ненавистью…

+ + +

Как меч острый добре рубит нападающих, так и душа, в страхе Божием, как в огне выкованная и в слезной воде закаленная, должна рубить демонские помыслы, ловя их, как добычу.

+ + +

…Пока мы во плоти, нам присуща брань: ибо не было бы и добродетели, если бы не было брани.

+ + +

Хотя бы и умирать нам приходилось каждый день, претерпим то с радостью, стараясь жить выше мiрских мудрований

+ + +

Умирает… <в брани> не тот, кто однажды получил рану или пал под ударом… но тот, кто сам себя добровольно предает врагам своим на заклание.

+ + +

…Как окопами какими, оградим себя Божественными заповедями; и будем всегда целы и безопасны.

+ + +

Прольем кровь в подвигах, и да не будет у нас ничего, что бы отторгало нас от заповеди Божией. Аминь

По изд.: Добротолюбие. 2-е изд.: М., 1901. Т. 4.


<-назад в раздел

Русский календарь