Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ БЫЛ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. Житие преподобного Макария Жабынского

Другая женщина сама исцелилась по вере своей через погружение в кладезе Жабынце. Она была опасно больна, так что не могла даже двигаться без посторонней помощи, и врачи отказались лечить ее. Вдруг у ней явилось горячее желание ехать в Жабынскую пустынь. Муж долго уговаривал ее не делать этого и не подвергать себя опасности, но она настояла на своем. И по приезде в пустынь, когда она хотела искупаться в кладезе, муж советовал ей не погружаться в воду, а только обливаться. Но она с верою в Бога и заступление преподобного Макария попросила погрузить ее в воду. На простыни больную погрузили несколько раз; тот час же она почувствовала себя лучше и, встав, горячо молилась преподобному Макарию.


РЕВНОСТНО ЗАЩИЩАЛИ ПРАВОСЛАВИЕ ОТ ЕРЕСИ.

Но полное спасение зависит не от одной сердечной веры, а и от исповедания ее, ибо Господь говорит: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). Равно и Божественный апостол учит: Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Если же Бог и Божественные пророки и апостолы повелевают исповедовать словом и языком таинство веры, которое приносит всему миру спасение, то нельзя принуждать к молчанию относительно исповедания, чтобы не умалялось спасение людей.


ПОСЛАНИЕ О ЛЮБВИ. Из поучений преп. Максима Исповедника

Ибо вера, прочно зиждущая истину, есть основа того, что следует за ней, — я имею в виду надежду и любовь. Надежда же, будучи силой, [скрепляющей] любовь и веру, являет собой то, во что должно верить и что должно любить, и научает, как должно через нее совершать путь к этому. А любовь есть исполнение их: всею собою охватывая весь предельный предмет желания и прекращая их движение к нему, она вместо веры в его бытие и надежды на его будущее осуществление дарует собою вкушение его в настоящем. Собственно говоря, только она одна представляет человека сущим по образу Творца, мудро подчиняя разуму то, что находится в нашей власти, но не склоняя [выю самого] разума перед этим <...> .


СОТВОРИЛ МНОЖЕСТВО ЧУДЕС ДЛЯ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ИМЕНИ БОЖИЯ НА ЗЕМЛЕ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого

В те времена был собран в Ефесе III Вселенский собор (431 г.), низложивший ересь злочестивого Нестория, чему радовался и преп. Евфимий, наставляя свою многочисленную паству в правой вере.
На 75-м году жизни преп. Евфимия был IV Вселенский собор в Халкидоне против Диоскора, нечестивого патриарха Александрийского. На соборе присутствовали и некоторые из учеников преподобного. Он принял исповедание веры, изложенное на Халкидонском соборе, и признал его православным, утвердив тем множество заблуждающихся, которые поверили св. Евфимию (в т.ч. царица Евдокия)


СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ: МАРК ЕФЕССКИЙ ПРОТИВ УНИИ С КАТОЛИКАМИ

Каждый православный христианин, искренно верующий во Христа, рано или поздно задается вопросом: как спастись? Одни говорят: люби всех и спасешься. Другие утверждают, что для спасения надо вести подвижническую жизнь. Третьи доказывают, что надо все молиться и молиться и тогда спасешься. Но все эти подвиги могут совершать и еретики. Они тоже молятся, некоторые из них несут весьма суровые подвиги самоумерщвления и благотворительности, однако им невозможно достичь ни спасения, ни духовного совершенства. Напротив, если православный христианин не имеет подвигов, для спасения ему достаточно устоять в чистоте Православия, как свидетельствует преподобный старец Анатолий Младший Оптинский (1). Этим подвигом он может не только наследовать спасение, но и достичь духовного совершенства. Яркий пример такого стояния в вере показал святитель Марк Ефесский (+1457).


ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРОТИВ ГРЕКО-ЛАТИНЯН И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ФЛОРЕНТИЙСКОГО СОБОРА  СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЕФЕССКИЙ

Но как нам относиться к тем умеренным греко-латинянам, которые, держась середины, нечто из латинских обрядов и догматов открыто одобряют, иное же, хотя и одобряют, но сами не приняли бы, а иное – вовсе не одобряют? – Надо бежать от них, как бегут от змеи, как от тех самых (т.е. латинян), или, быть может, и гораздо худших, чем они, – как от христопродавцев и христокупцев. Ибо они, как говорит Апостол, «непщующие приобретение быти блогочестие», о которых он присовокупляет, говоря: «Отступай от таковых»; ибо они перебегают к тем (т.е. к латинянам) не для того, чтобы научиться (чему-нибудь от них), но – чтобы получить. «Кое общение свету ко тьме? Кое же согласие Христови с велиаром? или кая часть верну с неверным?» Мы, вот, вместе с Дамаскином и всеми Отцами, не говорим, что Дух происходит от Сына; а они – вместе с латинянами говорят, что Дух происходит от Сына <...>


ОГРАЖДЕННЫЙ СИЛОЮ ХРИСТА Я ИЗБЕЖАЛ ВРАЖЬИХ КОЗНЕЙ. Преподобный Макарий Великий, Египетский

Но когда сопровождаемая херувимом душа его проносилась мимо полчищ воздушных демонов, они, стоя в отдалении, все-таки в последний раз попытались соблазнить преподобного и стали кричать ему: „О, какой славы сподобился ты, Макарий!" Но смиренный святой отвечал им: „Я боюсь, ибо не знаю за собой ничего  доброго". Тогда другие бесы, стоящие еще выше по пути восхождения Макария, завопили: „Ты действительно избежал наших рук!" Но он им сказал: „Нет. Но надобно еще избежать". И когда преподобный уже был во вратах рая, бесы с сильным воплем кричали: „Избежал нас, избежал!" Тогда он громко ответил им: „Да! Огражденный силою Христа моего, я избежал ваших козней".


"ЕСЛИ ОПОЛЧИТСЯ ПРОТИВ МЕНЯ ПОЛК, НЕ УБОИТСЯ СЕРДЦЕ МОЕ". Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского

В то же время Афанасий побуждал и святейшего архиепископа Александра написать послание к царю, и сам вместе с ним писал, выставляя на вид простодушие, по которому царь, поверив обольщениям и басням еретическим, приемлет ныне Ария, отвернувшегося православной Церкви, отверженного Самим Богом и всеми святыми отцами, и попускает ему потрясать отеческие законоположения. Но царь, по внушению Евсевия, отвечал им еще более резким посланием, угрожая им, если они не умолкнуть, извержением от сана. Поступил же так благочестивый и добрый царь не для удовлетворения своего гнева, и не потому, что бы был расположен к арианству, но, имея ревность, хотя и не по разуму, о том, чтобы между церквами не было раздора. Кротким сердцем своим любя мир, царь искал мира там, где его совершенно быть не может: ибо как еретичество может жить в мире с православием?


"АЩЕ КТО ХОЩЕТ ПО МНЕ ИТТИ, ДА ОТВЕРЖЕТСЯ СЕБЕ И ВОЗМЕТ КРЕСТ СВОЙ И ПО МНЕ ГРЯДЕТ". Преподобный Антоний Дымский.

Родился в Hовгоpоде около 1157 года. Услышав однажды в церкви слова Христовы "Аще кто хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф. 16, 24), он решился оставить мир и принял монашеский постриг от святого Варлаама Хутынского (память 6 ноября) в его обители. В Хутынском монастыре он принял пострижение и в той же обители, по кончине преподобного Ваpлаама в 1192 году, стал игуменом. Спустя некоторое время он тайно удалился из монастыря и поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина, преподобный обрек себя на тяжелые подвиги. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Постепенно вокруг него собралась братия. С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Hовгоpодского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери.


ПОКЛОНЕНИЕ ЧЕСТНЫМ ВЕРИГАМ СВЯТОГО И ВСЕХВАЛЬНОГО АПОСТОЛА ПЕТРА

Около 42 года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1 - II). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до Патриарха Ювеналия, который подарил их Евдокии, супруге императора Феодосия Младшего, а она в 437 и 439 годах перенесла их из Иерусалима в Царьград.


«РАЗРЕШИТЬСЯ И БЫТЬ СО ХРИСТОМ». Житие преподобного отца нашего Павла Фивейского

Впоследствии блаженный Антоний рассказывал, что прошел потом остальную часть пути с такою скоростью, как будто бы летал на крыльях по воздуху, так что от быстрой ходьбы даже не чувствовал земле под своими ногами. Скоро он достиг пещеры и, войдя в нее, увидел святого стоящим на коленах с простертыми вверх руками и вверх же обращенным лицом. Думая, что он жив и молится, стал вместе с ним на молитву и Антоний. Прошел час, и, так как от святого Павла не было слышно ни слов, ни вздохов молитвенных, блаженный Антоний подошел к нему ближе и, увидев, что он уже мертв, понял, что тело святого мужа и по смерти воздает поклоненье Богу, пред Лицом Которого все живо.


СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА ГРУЗИИ. ЦАРЬ ИВЕРСКИЙ МИРИАН И ЦАРИЦА НАНА.

Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею".


ИМЕЛ АПОСТОЛЬСКУЮ БЛАГОДАТЬ. Житие святого Иакова, епископа Низибийского

Однажды, когда он переходил чрез встретившийся по пути поток несколько девиц мывших одежды, с высоко обнаженными ногами, смотрели на одетого в необычные одежды пустынника бесстыдным взором, не стыдясь ни его почтенного вида, ни своей наготы, и стояли пред ним с наглостью, не покрыв своих голов. При виде такого бесстыдства, Святой разгневался, желая проявить чрез наказание их силу Божью, а также – посрамить идолопоклонство нечестивцев чрез совершение чуда, он проклял источник, из которого выходил поток; источник и поток тотчас же высохли, так что в них не осталось ни капли воды. Проклял он также этих девиц и наказал их бесстыдную юность внезапною старостью. По чудодейственному слову святого, черные волосы на их головах тотчас поседели, и они сами вдруг состарились, изменившись подобно листьям на молодых деревьях, когда вдруг поразит их мороз. При виде внезапного исчезновения воды и появления на каждой седины, девицы пришли в ужас и, придя в город рассказали всем об этом.


НЕБЕСНЫЙ СВЕТ ВСЕГДА ЕЕ ОСИЯВАЛ. Страдание святой мученицы Татианы

Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносить удары железными палками. Наконец девять из них умерло, пораженные десницею ангельской, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их – бездушные идолы. Так как уже приближался вечер, то святую ввергли в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и Ангелы Божьи славословили вместе с нею. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены и удивлены. Сначала стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их – Диане


ВЕЛИКИЕ ТРУДЫ ПОДЪЯЛ РАДИ ХРИСТА. Память преподобного Михаила Клопского.

Осталось доселе неизвестным, откуда пришел в обитель святой Михаил, и кто были его родители. Событие это совершилось летом, в то время, когда вся братия была на утрене; на девятой песни канона, иеромонах, совершавший божественную службу, окадил храм и пошел покадить в своей келии, которая находилась около храма; найдя келию открытой, между тем как он ее запер, уходя в храм, иеромонах вошел в нее и увидел сидящего человека в иноческой одежде; перед ним горела свеча, и он переписывал книгу Деяний святых апостолов. Возвратившись в храм, иеромонах сказал о виденном игумену и братии. Те по окончании богослужения пошли к келии и нашли ее запертой изнутри.


ПРОЗОРЛИВЫЕ ПРЕДРЕЧЕНИЯ ЕПИСКОПА ФЕОФАНА  ЗАТВОРНИКА (1894 год).

"Нас увлекает просвещенная Европа... да! там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам.
Вдохнув в себя этот адской угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? - Бог послал их истребить то зло, котоорое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. <…> Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это - не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает", что посеет человек, то и пожнет


ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО МАРКИАНА.

Во время перенесения мощей к Маркиану подошел один нищий и попросил милостыни. Маркиан пожалел его, но совсем не имел что подать. Тогда он отошел в сторону, потихоньку снял из-под фелони свою единственную одежду и, отдав нищему, возвратился на свое место. Фелони тогда делали очень длинными, и никто ничего не заметил. Только когда мощи перенесли и стали совершать литургию, фелонь пришлось приподнять, и Маркиан испугался, что теперь все заметят его наготу, но вместо этого многие пресвитеры и диаконы увидели на нем драгоценную, блещущую золотом багряницу (так Господь покрыл наготу Своего угодника). Тотчас донесли патриарху, святому Геннадию, что Маркиан одевается с роскошью, недостойной священника. Когда патриарх потребовал, чтобы преподобный приподнял фелонь, открылось, что на Маркиане вообще нет одежды, и пришлось поневоле рассказать, что произошло.


ДОБРОДЕТЕЛИ СВЯТОГО ЯВИЛИСЬ ВО СЛАВУ БОЖИЮ ВСЕМУ МИРУ. День памяти святителя Петра Севастийского.

Чтобы доказать всем непорочность Петра, Василий попросил его провести эту ночь в церкви вместе с супругой. Сам тоже остался ночевать в храме и с ним – пятеро добродетельных мужей. В полночь Василий разбудил их, и они увидели ангелов Божиих, окружающих спящего епископа Петра и жену его, обвевающих и охраняющих их. Видя это явное знамение, спутники Василия удивились и обрадовались, но он им не велел до времени никому рассказывать о виденном чуде.
Утром же, когда в церковь собрался народ, святитель Василий повелел супруге Петра протянуть свой передник, высыпал в него горящие угли и сказал: „Держи эти уголья в одежде твоей, пока не скажу".


«ИБО КАКИМ СУДОМ СУДИТЕ, ТАКИМ БУДЕТЕ СУДИМЫ; И КАКОЮ МЕРОЮ МЕРИТЕ, ТАКОЮ И ВАМ БУДУТ МЕРИТЬ».Память преподобного Григория Печерского.

Итак пусть исполнено будет повеление Господа, сказавшего: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает» (Лк.12:33).
Воры же те, по причине совершившегося над ними чуда вернулись на свои прежние дела, но раскаялись и, явившись в тот же Печерский монастырь, стали работать на братию. Но враг не оставил своих злых умыслов. Так как у преподобного Григория был свой небольшой сад, где он сеял овощи и сажал плодовые деревья, то враг однажды подучил других воров влезть в этот сад и набрать в свои мешки овощей. Но когда они взвалили на себя мешки и хотели уйти, то не могли этого сделать и целых два дня и две ночи стояли на одном месте, под гнетом тяжести мешков. Тогда они начали вопить:


 СКАЗАНИЕ О ДЕСНОЙ РУКЕ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, КРЕСТИВШЕЙ ГОСПОДА.

С того времени святая рука Крестителя с великим благоговением была хранима антиохийскими христианами, ибо от нее совершалось немало чудес. По прошествии долгого времени, на царском престоле воссел Юлиан Отступник1), который явно отрекся от Христа и кланялся идолам. Он стал преследовать Церковь Божью так же, как и языческие императоры, преследовавшие христиан раньше его, и не только гнал и умерщвлял живых христиан, но восстал с яростью и против умерших: останки святых, пострадавших за святую веру, он вынимал из гробов и сжигал, а храмы Божий и всякие святыни обращал в пепел. Однажды он явился и в Антиохию, частью для того чтобы принести там гнусные жертвы своему мерзкому богу, Аполлону



Новости 4221 - 4240 из 5558
Начало | Пред. | 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 | След. | Конец

Русский календарь