Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь - Новость дня
ВЕЧНАЯ УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ ВАЖНЕЕ «ЗАЩИТЫ ОБЩЕХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ» 23.11.2010

ВЕЧНАЯ УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ ВАЖНЕЕ «ЗАЩИТЫ ОБЩЕХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ»

В ноябре сего года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион прочитал учащимся Московской духовной академии и семинарии лекцию, посвященную теме православно-католических отношений. В частности были затронуты вопросы:
– Отношения Между Православной Церковью и католической конфесией во II тысячелетии христианской эры
– Отношение Православной Церкви к католической и к ее таинствам
– Причины и цели вступления Православной Церкви в диалог с католиками
– Роль римского епископа в I тысячелетии – главная тема православно-католического диалога на современном этапе
– Православное и католическое отношение к прозелитизму
– «Стратегический альянс» для защиты традиционных христианских ценностей и другие т.п.
В заключении митрополит Иларион подвел итог:
«Я хотел бы сказать, что сегодня речь идет о будущем христианской цивилизации, если хотите – о ее выживании. И я думаю, что в этой ситуации было бы очень правильно и своевременно объединить усилия тех христиан, которые стоят на традиционных нравственных позициях, а это, прежде всего, православные и католики. Если нам удастся объединить усилия, мы сможем сделать гораздо больше для благосостояния и благополучия людей. Я думаю, что в нашем диалоге с католиками это задача первоочередной важности. Ради ее выполнения можно отказаться от оскорбительной терминологии, можно сидеть за столом переговоров, можно предпринимать с обеих сторон различные усилия – ведь речь идет о реальной жизни и о реальном благе людей.
Что же касается богословского диалога, то он будет развиваться своим путем. Может быть, когда-нибудь он приведет к каким-то результатам, а может, и нет. Мы этого сейчас не знаем. Но мы должны, не дожидаясь этих результатов, выстраивать наши взаимоотношения с католиками здесь и сейчас – выстраивать их на основе взаимного уважения и желания взаимодействовать во всем, в чем мы только можем сегодня взаимодействовать, не поступаясь нашими принципами».
С точки зрения обывателя все сказанное логично, приятно для восприятия, но у человека православного вызывает определенное несогласие, потому что митрополит Иларион в диалоге с католиками задачей первоочередной важности ставит вопросы земного благополучия и благосостояния, а не вечной участи человеческой души. Проблемы абортов, эвтаназии, однополых «браков» и подобные им, несомненно, актуальны. Да, это имеет значение в нашей жизни, но спасение души – это первоочередная задача. Воздержание от этих смертных грехов, конечно, необходимо для верующего человека, желающего наследовать Жизнь Вечную. Однако личная праведность, даже безупречное с точки зрения морали и нравственности житие не является абсолютным залогом спасения. Об этом согласно пишут все Святые Отцы и Апостолы. Каждый православный знает, что спастись можно только в Православной вере, что нераскаянные еретики погибнут для Вечной Жизни, даже если ведущие с ними диалог православные епископы изменят терминологию, сделав ее более приятной для их слуха. И долг каждого православного христианина оказать любовь к ближнему своим содействием его спасению. Для православных по канонам, по законам Церкви возможно общение с еретиками только для их обращения на путь спасения и то с условием еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10-11). Это проявление истинной любви – забота о спасении. Потому что любить – это не значит говорить слова любви, разжигаясь страстью, как это происходит в рассказах прельщенных католических «святых». А о том, что католики – еретики, свидетельствуют определения многих Соборов, Святые Отцы, кровь пострадавших от их рук православных мучеников. Поэтому, чтобы по человекоугодию не впасть в грех недолжного отношения к тем, кто хулит Церковь, нужно, если Господь говорит отвращаться от таковых, поступать по Его слову. Надо больше бояться оскорбить Бога, чем обидеть заблудшего. Не надо надеяться, что чрезмерным ласкательством можно спасти еретика, человеку это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26).
Во-вторых, существуют серьезная опасность того, что покровом мнимой любви еретиков можно только утвердить в их ереси и тем самым закрыть им путь ко спасению и дать возможность уйти в бездну вечной погибели.
Конечно, невозможно предположить, что митрополит Иларион желает гибели католикам-еретикам, просто он, скорее всего, как можно заметить из его книг и выступлений, превозносится в уме своем над святоотеческим наследием, не замечая того как становится на защиту гонителей Истины.

Татьяна Муравьева



<-назад в раздел

Русский календарь