Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
03.03.2024

Зачем Минтрансу понадобились дополнительные сведения о российских пассажирах?

билеты.jpg

На днях СМИ сообщили о подготовке Минтрансом проекта приказа, согласно которому с 1 сентября пассажирам при оформлении проездных документов придется указывать дополнительные сведения, относящиеся к личным данным. Сейчас, приобретая в интернете билеты на поезда, самолёты или междугородние автобусные маршруты, граждане сообщают свои паспортные данные, реквизиты банковской карты, с которой идёт оплата, номер телефона и адрес электронной почты.

Теперь же чиновники предлагают делиться ещё и данными учетной записи (логин и пароль), IP-адресом и номером порта, с которого передавалась информация. Получив все эти "секретики", "перевозчики на воздушном, водном и железнодорожном транспорте, а также автотранспорте при междугородном и международном сообщении (кроме рейсов между Москвой и Подмосковьем, Петербургом и Ленобластью)" должны будут передавать их в Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности, доступ к которой имеют Росавиация, Ространснадзор, МВД и ФСБ.

По версии разработчиков проекта, его принятие позволит правоохранителям и спецслужбам ловчее ловить контрабандистов, террористов и всяких "засланных казачков". Но только ли чекисты и полицейские получат доступ к ключам от кошельков россиян? Попробуем разобраться…

Начнем с простого – с автобусных маршрутов. Не знаем известно ли об этом чиновникам транспортного ведомства, но в России, что лежит за МКАД, почти все пассажиры покупают билеты прямо на автовокзале. Чаще за наличные. Как, интересно, представляют себе умники из Министерства ситуацию, когда у бабушки, собравшейся из Кимр в Тверь, кассир спрашивает не только зажатые в кулачке потные гривенники, но и IP-адрес, логин и пароль учетной записи и т.д.? Бедная старушка такие слова только по бумажке прочесть сможет, да, и кассир, по крайней мере, первое время, вопросы такого рода тоже будет по шпаргалке озвучивать.

Железнодорожный вокзал? Там продвинутых пользователей тоже явно не большинство, и для них все эти волшебные словечки что твоя китайская грамота. Да, у многих из них и компьютеров-то нет. Если же "железо" всё-таки имеется, вряд ли покупка билета для "чайника" окажется простой задачкой.

А если под рукой только мобильный телефон? А если оплата производится по СБП или SberPay? Тогда ведь у перевозчика номера банковской карты пассажира не будет. И как быть? К тому же, расширение перечня данных при оформлении билета потребует перестройки не только связки "система бронирования – перевозчик", но и всей структуры покупки билетов. А за чей счет банкет? То есть перестройка ради перестройки? 

Но самое главное – расширение перечня данных обязательно повысит риск их утечки в руки криминала – преимущественно украинских хакеров и кибер-мошенников, действующих под крылом СБУ и ГУР. О том, что это явно не натянутое предположение, говорит и Центробанк, сообщающий, что в 2023 году "злоумышленникам удалось провести 1,17 млн успешных операций (на 33% больше, чем в 2022 году) и украсть 15,8 млрд рублей".

Одна из причин – более адресные и подготовленные атаки телефонных мошенников. "Для этого преступникам нужно больше сведений о человеке, которые они могут получить из открытых источников, а также в результате утечек информации из компаний и организаций различных отраслей", – читаем на официальном сайте ЦБ РФ. Минтранс, как вы понимаете, не исключение.

Более страшной картину видят в компании InfoWatch, специализирующейся на информационной безопасности в корпоративном секторе. Из ее отчета, размещенного на сайте Ассоциации российских банков, следует: объем слитых из финансового сектора данных клиентов за минувший год утроился, а по сравнению с 2021 годом этот показатель увеличился аж в 57 раз!

Аналитики InfoWatch прямо указывают: "Существенный рост количества инцидентов связан с активизацией организованных групп хакеров, прежде всего – политически мотивированных хактивистов, на фоне проведения СВО. Их главными задачами стали подрыв устойчивости, психологическое давление на финансовые организации и запугивание клиентов".

Не секрет, что организованные СБУ бандеровские колл-центры не только продолжают функционировать, но и постоянно совершенствуют приемы воровства денег у наших сограждан. Так, бурное развитие с недавних пор получил новый способ – проникновение через публичные сервисы в инфраструктуру какой-либо организации или промышленного предприятия, нередко из оборонного сектора.

Полученные в результате взлома данные фирмы шифруются с помощью программы-вымогателя. После этого следует требование выкупа в криптовалюте на сумму 1-2 млн долларов за расшифровку данных. В противном случае хакеры грозятся обрушить всю систему "жертвы".

Известно также, что большинство структур, подвергшихся подобным атакам, оказались не готовы к их отражению. Знают ли об этом в Минтрансе? Похоже, нет. И вот теперь российское транспортное ведомство перекраивает систему оформления билетов и расширяет перечень передаваемых данных, создавая таким образом еще более благоприятные условия для действий мошенников.

Надо полагать, в Киеве на эту инициативу ответят искренней благодарностью и созданием новых колл-центров. Так и хочется спросить у чиновников Минтранса: что стоит за этой инициативой – неумное дублирование функций спецслужб по своей инициативе или имитация бурной деятельности, которая всегда идет в ход, когда не хватает знаний?

Вообще, это здорово напоминает "кукурузный" идиотизм хрущевских времен, когда волюнтаристское решение сеять на севере не способную там расти теплолюбивую кукурузу было принято без учета мнений специалистов и оценки рисков. Так, похоже, происходит и сейчас…

Источник: Народный политолог

<-назад в раздел

Русский календарь