Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Как древние христиане учили и воспитывали своих детей 14.12.2020

Как древние христиане учили и воспитывали своих детей

На раздумье читателям публикуем замечательную проповедь о христианском воспитании детей, произнесенную священномучеником, наместником Троице-Сергиевой Лавры, архимандритом Кронидом (Любимовым).

Кто из вас, христиане, не жаждет счастия своим детям, не чувствует за собой ответственной обязанности воспитать их так, чтобы они были истинно счастливы, и кто покоен сердцем своим за их участь? Нам дан яркий пример и указан добрый путь к такому воспитанию. Поведем же и мы ко Господу Богу своих деток, подражая по мере сил своих Богоматери и христианам первых веков, которые не только заботились сами приблизиться к Царствию Божию, но и все усилия употребляли, чтобы и детей своих соделать достойными сынами его. К этому было направлено все образование и воспитание, какое они старались им дать.

Прежде всего, древние христиане старались напечатлеть в детском уме живое понятие об Иисусе Христе. Имя Спасителя дети впивали, так сказать, еще с материнским молоком. Потому в самых юных летах они безтрепетно исповедовали это святое имя перед мучителями. Одного христианского мальчика спрашивали: «Откуда ты узнал христианское учение о Едином Боге?» Он отвечал: «Мать моя научила меня, а она узнала от Бога; Святый Дух наставил ее на сию истину для того, чтобы она внушала ее мне в моей колыбели. Когда я питался молоком своей матери, тогда я научился и веровать во Христа». <…>

Религиозное воспитание детей далеко не одинаково у христиан нынешних и христиан первенствующих. Древние христиане вместе с понятием об Искупителе внушали своим детям и Его высокое учение о Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, как-то: о Едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий, почитать родителей и старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии, скромности, стыдливости, покорности, молчаливости, благотворительности, сострадании и целомудрии.

Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали одним Словом Божиим, воспрещая знакомство с учениями язычников; другие, напротив, не боялись вводить в круг образования христианского юношества некоторые книги и науки, изучаемые в языческих школах. <…> Впрочем, все светские и житейские науки были уже предметами второстепенными, а главным и первым предметом образования было христианское учение. Того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога, того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого. Как же древние христиане учили детей?

Когда наступало время учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им давали для руководства прописи, состоящие из изречений Священного Писания. Когда после сего доходила очередь до устного катехизического изучения догматов веры и обязанностей христианина, в руководство по сему предмету опять давали детям Священное Писание, задавая из него уроки для заучивания на память.

Детская душа, начавшая свое развитие с изучения слова Божия, скоро свыкалась с благочестивым занятием, находила в нем для себя высокое наслаждение и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. <…> И плодом такого воспитания было то, что дети древних христиан настолько любили Христа и были сильны и могучи верой, что безбоязненно исповедовали Христа Богом и неустрашимо шли на смерть, и родители, видя это, радовались.

Так в житии святого мученика Маврикия говорится: «Когда сын его, юноша Фотин, за исповедание имени Христова был предан мукам и затем усечен мечом на глазах отца, тогда святой Маврикий радости и веселия исполнился, будучи убежден, что сын его венца мученического сподобился». Остановимся, братия, на этом кратком сказании и поразмыслим о нем. Что из него видно?

Видно, что Маврикий по-христиански воспитал своего сына, если его сын так возлюбил Христа, что претерпел за Него страшные мучения; видно, конечно, и то, что Маврикий при воспитании сына подлинно ни о чем столько не заботился, как о том, чтобы утвердить сына в крепкой вере в Бога, несомненной надежде на Него и в пламенной любви к Нему, чтобы его сын мужественно принял за Господа и саму смерть. Да, все это из сказания видно.

Хорошо ли поступают теперь те родители, которые отлагают спасительные внушения веры до известного времени, дожидаясь, когда в сердцах их детей явится добровольное религиозное желание. Но увы! Эти несчастные родители, часто сами не имея в душах своих религиозного чувства, забывают, что терние быстрее вырастает и заглушает собой доброе семя. Посему дитя, не наученное вере в младенчестве, грубеет в неверии и часто остается таковым на всю жизнь, часто таковым переходит и в вечность. Ужасно состояние таковой души в загробном мире!

Древние христиане предвидели сатанинскую хитрость и опытом знали, что если в сердце ребенка не будет вложено чувство благочестия в младенческом возрасте, то дитя так и останется маловером или совсем невером. Посему христиане первых веков ни о чем так не заботились, как о насаждении веры в сердцах своих детей с молоком матери.

<…> «Если вы хотите, – говорили учители Церкви родителям, – чтобы ваши дети слушались вас, то приучайте их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После Божественных книг Отцы и Учители Церкви советовали родителям давать детям для чтения сочинения Святых Отцов. <…>

Воистину благочестие есть драгоценный, вечный, небесный дар. Знали это древние христиане, посему и благочестие у них было одним из первых средств к утверждению в них навыка к христианским добродетелям. Мы видим: их дети везде и во всякое время участвовали в благочестивых действиях своих родителей. Совершалась ли домашняя молитва всеми членами семейства – в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи, назначаемые для славословия Бога; собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву в известные дни недели и часы дня – они непременно брали с собой и детей, приобщали их Святых Даров.

<…> Вот, други мои, в чем заключается истинное вечное счастье детей – это в неветшаемом сокровище – благочестии родителей, особенно оно драгоценно в матери. Благочестивая мать своим высоким христианским примером благочестия открывает для своих детей двери в Царство Небесное и к вечной радости. <…>

Родители! Вот перед вами пример воспитания детей древними христианами. Как они воспитаны? Как видите, от младых ногтей их, по выражению преподобного Анастасия, им уже были внушены родителями и основные понятия о Боге, и крепкая вера в Него, и пламенная любовь к Нему. Почему бы вам так не воспитывать своих детей? Скажете: домашние занятия мешают. А я скажу: «Не забывайте, что ведь все ваши домашние занятия и заботы останутся по сию сторону гроба, а религиозные познания, которые вы внушаете детям, к величайшей их пользе, останутся с ними и в жизни будущей. Поэтому домашним занятиям оставьте место второе, а религиозному воспитанию – первое, и воспитывайте, по слову апостола, чад своих в наказании и учении Господни (Еф. 6, 4).

Вот когда так будете воспитывать, то и можете надеяться, что дети ваши, как утвержденные вами в вере и благочестии, подобно дереву, посаженному на твердой земле, устоят в продолжение всей своей жизни на пути благочестия и добродетели и послужат опорой в свое время и величайшим утешением для вас самих! Аминь».

Беседа на Введение во храм Пресвятой Богородицы // Архимандрит Кронид (Любимов).
Беседы и проповеди: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. Т. 2. С. 300-321.
Публикуется в сокращении


КРАТКАЯ СПРАВКА ОБ АВТОРЕ

Архимандрит Кронид родился в благочестивой семье церковного псаломщика. Воспитанный в страхе Божием и любви к Церкви, он в 23 года стал насельником Троице-Сергиевой Лавры, а позднее – келейником наместника, архимандрита Леонида (Кавелина), ученика Оптинских Старцев. Отец Кронид был умелым хозяйственником, горячим проповедником и опытным духовником. Его простое, сердечное слово влекло к нему множество людей, помогало им выбрать истинный путь ко спасению.

В предреволюционные годы он призывал народ к покаянию – оно одно могло избавить страну от потрясений. 9 января 1915 года отец Кронид был назначен наместником Лавры. Вместе с Патриархом Тихоном ему выпало защищать обитель и мощи преподобного Сергия от ярых нападок безбожников.

После закрытия Лавры он продолжал окормлять иноков и духовных чад. 21 ноября 1937 года его арестовали и обвинили в том, что он фактически оставался наместником Лавры и духовником ее прежних насельников. 10 декабря 1937 года свщмч. Кронид (Любимов) был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

<-назад в раздел

Русский календарь