Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
29.06.2016

Собор – и не великий, и не святой, и не всеправославный, и не собор

Часть 1:

Собор — и не великий, и не святой, и не всеправославный, и не собор

Велислава Дырева

1

Собор на Крите

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2: 1). Воскресным утром апостолы и Пресвятая Богородица молились в Сионской горнице, там, где некогда была Тайная вечеря, и Святой Дух преисполнил их Своими щедротами, и они заговорили на всех языках, чтобы следовать сказанному Иисусом: «Идите, научите все народы» (Мф. 28: 19) и чтобы каждый народ говорил с Господом на своем языке. Впоследствии еретики-триязычники1 из-за своего человекоугодия не устоят перед соблазном власти, они презрят и завет Христов, и дары Святого Духа и отдадут предпочтение Понтию Пилату, и первыми, кто поразит триязычную ересь, стали наши первоучители, святые братья Кирилл и Мефодий.

Однако это будет впоследствии. А в то воскресное утро родилась Христова Церковь. Поэтому и начало собора, названного «Великим и Святым», было назначено на этот день. Как знак, как заявка или метафора какого-то перерождения, или, может, преображения, или же — а почему бы и нет? — «Критской весны» Православия…

2

В Пятидесятницу на Крите православные не находятся вместе и в единомыслии. Четыре большие Церкви отказались участвовать в предрешенном соборе. Три из них принадлежат к числу древнейших: Антиохийская, Болгарская и Грузинская. А четвертая самая крупная — Русская Патриархия со 180 миллионами верующих внутри и вне России. Сербская поехала с ультиматумом: «Мы уйдем, если не будут рассмотрены возражения четырех Церквей!» Они не будут рассмотрены. А ультиматум положат под сукно Варфоломея.

Регламент превратил собор в заложника, блокировал любые дискуссии, сковал любую идею и произвел умонепостижимый абсурд — тексты, принятые без консенсуса предсоборными комиссиями, которые могут быть изменены только и исключительно консенсусом самого собора. Если вообще дойдут до зала пленарных заседаний.

От участников собора требуется, чтобы они: зарегистрировались, молчали и одобряли. Да, и чтобы фотографировались на память. Они даже не античный хор из трагедии Софокла. Они массовка, декорация, на фоне которой Варфоломей мог бы воссиять во всем своем блеске. Высказывания невозможны; редактирование текстов — исключено; согласие с Фанаром — обязательно; братское единомыслие опорочено; равноправность Церквей-сестер подменена диктатом. (Равноправность исконно присуща Православию. Она не утрачивается, не отменяется, поскольку она от Христа.) Догматическая основа и оплот Православия — соборность (см. Символ веры, девятый член!) — мерзнет в холодильнике среди бутылок с белым вином.

В отсутствие четырех из четырнадцати автокефальных Церквей консенсус становится пустой претензией. Собор утратил свой всеправославный статус. Собор делегитимирован и обессмыслен, его решения не будут общеправославными, и никто не может принудить никакую Церковь (участвовавшую или нет) соблюдать такие решения. Следовательно, они канут где-нибудь в критских подземельях Минотавра. Однако Варфоломей не станет Тезеем, ибо давно потерял нить.

Так импозантно титулованный «великим и святым» собор и не велик, и не свят, и не православен, и еще меньше является вселенским, как воображают себе всякие слащавые медийные мордашки. И собором он тоже не является. Собрание на Крите — это нечто среднее между конгрессом, конференцией, совещанием, коктейлем, фотосессией и селфи Варфоломея. Да, и достаточно дорогой экскурсией к приятному месту назначения в самый разгар июньского пекла.

(Одно уточнение для СМИ, торжественно объявляющих, что тысячу лет не было всеправославного собора. Конечно, между тысячей лет и 18 годами разница совсем «незначительная». Однако 18 лет тому назад в Софии был проведен Святой расширенный надюрисдикционный Всеправославный собор2. Тогда раскол в БПЦ, вдохновляемый и финансируемый в Бозе почившим седесариатом3, завершился канонически. Напомню: седесариат называл раскол «Пражской весной»!)

На нынешнем антисоборе не будут представлены 194 500 000 православных. Столько пасомых в четырех отсутствующих Церквах. («Велика важность! И без них петух прокукарекает! Жалкое меньшинство!» — дерзновенно написал какой-то анонимный форумчанин, улучив возможность лишний раз плюнуть на «рубладжиев»4, «путинистов» и «коммунистов».) Повторяю: сто девяносто четыре миллиона и пятьсот тысяч. Какое «жалкое меньшинство»! Антисобор будет защищать права 41 725 000 человек в оставшихся 10 Церквах, то есть 1/5 часть православных людей в автокефальных Церквах и 1/8 часть всего православного мира. Какое «впечатляющее большинство»!

3

11 марта 2016 года митрополит Ловчанский Гавриил направил в Священный Синод письмо, в котором отверг основные формулировки документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»5. К письму присоединился и митрополит Николай. 21 апреля письмо стало официальным выражением позиции Священного Синода. 1 июня Священный Синод предложить отложить собор. 3 июня отложить собор предложила Русская Церковь. 6 июня Антиохийская Церковь отказалась в нем участвовать. 9 июня отложить собор предложила Сербская Церковь. 10 июня Грузинская Церковь отказалась в нем участвовать. 13 июня участвовать отказалась и Русская Церковь. Это хронология.

А так выглядит позиция Священного Синода: «В Православной Церкви под “соединением всех” всегда понималось, что те, кто впадал в ереси и расколы, должны сначала вернуться в православную веру и выказать послушание Святой Церкви и тогда, через покаяние, они могут быть приняты в Церковь» (Положение Св. Синода БПЦ от 21 апреля 2016 г.)6.

«Кто не среди членов Христовых, тот не может иметь христианского спасения. Он может почитать, может принимать таинство, может петь “аллилуиа”, может отвечать “аминь”, может соблюдать Евангелие, может иметь веру во имя Отца и Сына и Святаго Духа и проповедовать ее, но нигде вне Православной Церкви человек не может найти спасения» (св. Августин Блаженный).

«Христианскими церквами помимо нашей Православной Церкви называются Латинская Церковь и многие протестантские христианские общности. Но их не следует признавать истинной Церковью Христовой, потому что они не отвечают апостольскому устроению Церкви Божией» (свт. Феофан Затворник).

«Кроме Святой Православной Церкви не существует других церквей, а исключительно ереси и расколы, и называть последние “церквами” богословски, догматически и канонически совершенно неправильно» (Позиция Св. Синода БПЦ от 21 апреля 2016 г.)7.

«Святая Православная Церковь — сокровищница благ спасения. Что бы ни нужно было для спасения, ты всё найдешь в ней и только в ней. Вне ее и Сам Господь не подает этих благ. Не ищи же другого доступа к Его сокровищам. Такового нет» (прп. Паисий Величковский).

«Господь говорил об одной [единой] Церкви, Он не сказал: “созижду Церкви Свои”, но: “созижду Церковь Свою” — одну-единственную Церковь — и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18). В одной только Америке больше двухсот церквей. Они даже не могут объединиться между собой. Если все ереси называют себя церквами, то сколько же тогда церквей? Мы, православные, верим в Одну [Единую] Церковь. Мы знаем, что истина одна, что Христос не разделился, что не могут существовать тысячи отдельных церквей, что Господь основал Одну [Единую] Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» (свт. Лука Войно-Ясенецкий).

4

Когда на Пятидесятницу огненные языки сходят с неба, и апостолы, исполненные Духа Свята, начинают говорить на языках всех народов, и изумленная толпа удивляется: «Что это значит?» — тогда появились люди, которые, «насмехаясь [над апостолами], говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2: 13). Когда Св. Синод обнародовал свою позицию, тут же появилось несколько дежурных богословов, историков, философов, журналистов; плюс вчерашние сторонники и корифеи раскола (только Христофор8 пока еще ничего не пикнул!); плюс истеричное форумное невежество. Они насмехались над «синодальными кукушками» и не говорили: «Они напились сладкого вина», а изрыгали сообща:

«Они спятили!» — «Позиция БПЦ не христианская!» — «Это преступление против Господа!» — «Грандиозное преступление против универсального Православия!» — «БПЦ — это ересь! Анафема!» — «Церковная тюря!» — «Церковные упыри!» — «Един Господь, и Путин — Его пророк!» — «Православие — политический костыль московского сатрапа!» — «Кремлевские лакеи!» — «Нет БПЦ. Есть диверсионная группа по вредительству, получающая инструкции из вражеского государства!» — «БПЦ служит антихристу!» — «БПЦ — часть православного джихада и крестового похода Путина против цивилизованного мира!» — «Московские стратеги подрывают европейские ценности через поместные Церкви!» — «БПЦ откололась / провинциализировалась / самоизолировалась / маргинализировалась / покончила с собой!» — «Грандиозная бестактность!» — «Радикальная некорректность!» — «Отступление от соборности!» — «БПЦ проваливает / бойкотирует / саботирует Всеправославный собор!» — «Св. Синод пагубен для БПЦ!» — «Решение Синода вдохновлено Русской Церковью и обслуживает интересы Русской патриархии!» — «Позиция БПЦ формируется в Москве!» — «Вставайте, болгары! БПЦ одержима диаволом, принявшим облик бешеного, мелкого и плешивого подполковника КГБ!» — «БПЦ — терминатор православного единства!» — «Архиереи несостоятельны!» — «Синод превратил Церковь в посмешище!» — «Задунайский синод!» — «БПЦ — Задунайская епархия!»9 — «БПЦ — Кремлевский бастион!» — «Вместо креста архиереи носят пятиконечную звезду [пентаграмму] как символ их “веры”!» — «БПЦ не православна, а путинославна; не автокефальна, а русскокефальна» — «Пусть лучше наложат на нас схизму, но чтобы мы избавились от русского зла!» и т.д., и т.д.

И еще нас просветили на тот счет, что Грузинская Церковь — постсоветская; что Антиохийская базируется в Дамаске; что обе Церкви принимают свои решения с русским бомбардировщиком у виска; что митрополит Гавриил — полковник КГБ (а жалкий Путин — всего лишь подполковник)…

Что, вы не отличаете записных форумных сквернословов от титулованных мудрословеснейших титанов? Ну что ж, проблема не в вашем компьютере.

5

Если кто-нибудь из авторов этих проклятий соблаговолит почитать документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», то он насчитает с сотню возражений против него. И ни одно из этих возражений — ни одно! — не отличается от позиции Св. Синода. И ни одно из этих возражений — ни одно! — не исходит из Данилова монастыря, где находится резиденция русского патриарха (об этом — попозже).

Тем не менее!

Если БПЦ «одержима диаволом», если она «терминатор православного единства», сборище «церковных упырей, еретиков, антихристов и преступников против Господа», тогда «преступниками против Господа, терминаторами Православия, раскольниками, кагэбэшниками, сатанами, московскими подстилками и предводителями путинского православного джихада против европейской цивилизации» являются:

Святой Кинот Святой Горы Афон;

всецелое монашеское братство всех 20 афонских монастырей;

афонские монахи из Кутлумуша, Ксиропотама, Зографа, Каракала, Филофея и Григориата с их специальной аналитикой по вопросу о соборе;

легендарные афонские старцы отец Гавриил Карейский и отец Иоанн (называемый Папаянисом);

отец Савва Лавриот (член Духовного совета Великой Лавры);

Кипрская Православная Церковь;

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей;

участники конференции «Святой и Великий собор: большие приготовления, маленькие ожидания» (Греция, март 2016 г.);

епископ Лонгин из Украинской Православной Церкви;

проф. Целенгидис (богословский факультет Аристотелевского университета, Салоники);

проф. Металинос (Афинский университет);

проф. Зисис (Салоникский университет);

архимандрит Афанасий, проигумен святой обители «Великий метеор»;

Лимасольский митрополит Афанасий;

митрополиты Элладской Православной Церкви Иерофей, Серафим, Хризостом, Амвросий, Феоклит и Нектарий; плюс, плюс, плюс и еще столько же.

Однако не только они, нет!

Длинен список «кремлевских лакеев», которые должны быть разоблачены, осуждены и низвергнуты немедленно!

Среди них сияют такие «еретики, раскольники и православные ультрас», как св. Августин Блаженный, св. Афанасий Великий, св. Паисий Величковский, св. Феофан Затворник, св. Лука Войно-Ясенецкий, св. Иустин Попович… Не говоря уже о святом апостоле Павле, который нагло утверждает: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 5). И, конечно же, главный грешник — это Символ веры! Соответственно, те, кто его формулировал, — 318 участников Первого Вселенского Собора (Никея, 325 г.) и 150 участников Второго Вселенского Собора (Константинополь, 381 г.).

И когда я просто диву давалась: кто же еще не бросил камень в БПЦ? — как вот: на Крите появился архимандрит Харалампий — расстриженный, низвергнутый и реабилитированный (неизвестно почему); «рукоположенный» греческими старостильниками в «митрополита Анхиальского» и возведенный во епископа тамплиерами; архиерей бутиков, показов мод, дорогих ресторанов, архонто-масоно-бандитских тайн и удовольствий, которые он разделяет со своим дружком Дионисием (таким же, как он). Появился на Крите Харалумпи (так его называют церковные острословы), представился болгарским митрополитом, выгулял свое благоутробие, декорированное бейджиком, потусовался с кем мог и был выгнан с позором. Однако он исполнил зловредную «миссию», которую на него возложили.

Велислава Дырева

Перевела с болгарского Зинаида Пейкова

Сайт Ловчанской епархии



1 Т.е. католики. Триязычная ересь утверждает, что Бога прославлять можно только на трех языках: древнееврейском, греческом и латинском. Ее отстаивали в IX в. «латинские и немецкие священники и монахи», ополчившиеся против свв. Константина и Мефодия за перевод Священного Писания на славянский язык.

2 В БПЦ традиционно проводятся Поместные Соборы, называемые церковно-народными. Между четвертым (1997) и пятым (2001) церковно-народными соборами состоялся Софийский всеправославный поместный собор (30 сентября — 1 октября 1998 г.), названный «Святым расширенным и надюрисдикционным Веправославным собором». На нем присутствовали предстоятели и представители автокефальных и автономных Православных Церквей: патриарх Константинопольский Варфоломей, патриарх Антиохийский Игнатий VI, патриарх Московский Алексий II, патриарх Александрийский Петр VII, патриарх Сербский Павел и др. Целью созыва данного собора было преодоление раскола в БПЦ, что и было достигнуто.

3 Седесариат — презрительное наименование демократов, от слов «секретариат» и «СДС» (партия «Союз демократических сил»). СДС пришел к власти в Болгарии в 1989 г. и стал жестко устанавливать в стране демократию. Сразу же была начата борьба против БПЦ и устроен раскол в ней: был «уволен» Болгарский патриарх Максим и «назначен» другой патриарх. Почти десятилетие в стране существовали два патриарха и шла борьба за отъем имущества у БПЦ.

4 Рубладжия — обладатель рублей, здесь: купленный на русские деньги.

5 Об этом письме см. в «Декларации священников Ловчанской епархии в поддержку позиции митрополита Ловчанского Гавриила…»: http://amin.su/content/analitika/9/4442/.

6 http://www.pravoslavie.ru/92729.html

7 Там же.

8 Иеромонах Христофор (Сыбев) был активным политическим деятелем-демократом, депутатом болгарского парламента от СДС, инициатором и проводником раскола в БПЦ. Ныне лишен священного сана и отлучен от Церкви.

9 Т.е. Задунайская епархия РПЦ. Задунайский — титул графа П. А. Румянцева (1925–1796), доблестного генерала-фельдмаршала, воевавшего с турками, благодаря победам которого Болгария обрела независимость.


<-назад в раздел

Русский календарь