Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
 «Наш долг – следовать за религией туда, куда она нас ведет, а не вести религию куда нам хочется» 25.05.2015

«Наш долг – следовать за религией туда, куда она нас ведет, а не вести религию куда нам хочется»

16 мая 2015 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Россия-24» всем известный экуменист-митрополит Волоколамский Иларион, стал народный артист России, кинорежиссер Николай Досталь.

В этой передаче  митрополит Иларион высказал свое (как всегда личное) мнение о лицедействе: «У нас много прекрасных примеров высококачественного кинематографа. Это и фильмы Эльдара Рязанова, которые знает вся страна, и фильмы современных кинорежиссеров, например, Павла Лунгина...
У нашего кинематографа есть все возможности для того, чтобы оказывать на людей положительное воздействие. Но для этого в кинематографе, прежде всего, должно быть выражено нравственное начало
Конечно, у нас есть проблемы. Да, к сожалению, многие люди ругаются матом, актуальна как никогда проблема алкоголизма. Но при всем при этом у нас, все же, есть право на надежду, на свет в конце туннеля, ибо у нас есть Церковь, которая каждому протягивает руку помощи. И помимо нравственных и социальных проблем нашего общества, у нас, все же, есть и много прекрасного, что может запечатлеть кинокамера.
Конечно, нам нужно реалистичное кино. Мы не должны скатываться в так называемый социалистический реализм, который приукрашивал бы всю действительность. Но мы не должны впадать и в обратную крайность. Хотелось бы, чтобы у нас и на телевидении, и в кино было больше добрых примеров, чтобы кино несло нравственный заряд – то, чего сейчас так не хватает людям».
/mospat.ru/ru/2015/05/19/news119210/

Всякое вхождение в роль определяется Святыми Отцами как бесовское лицедейство, запрещенное членам Христовой Церкви.

Сегодня враги Церкви Христовой отравляют души и сердца русских людей, подменяя истинное Православие новой псевдорелигией. Один из примеров такой подмены – миф о том, что театр – это вполне нормальное явление в православном мире. И вполне ясно, если этот миф насаждается с помощью СМИ, в которых нам периодически преподносятся кощунственные по сути своей интервью с лицедеями, но не совсем понятно, когда, считающие себя православными иерархи выдают очевидный грех за норму .

Но в действительности Православие и театр – это абсолютно несовместимые понятия, ибо каноны Церкви гласят:
«Святой Вселенский Собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго» (51 Прав. Трульского собора).

«Детям священников не представляти мирских позорищ, и не зрети оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления» (15 (18) Прав. Карфагенского собора).

 В толкованиях на данные правила епископа Никодима (Милаша) сказано: «24-м правилом этого Собора <Трульского> воспрещено священнослужителям, под угрозой низложения, посещать театры и смотреть театральные представления; а этим правилом <51-м> воспрещаются вообще христианам представления комические, цирковые и балетные; за прегрешение против этого правила клирику угрожает извержение, а мирянину отлучение». «Актеры и комедианты приравниваются в этом правиле <45-м пр. Карфагенского собора> к отступникам от христианской веры».

В писаниях Отцов Церкви всех времен лицедейство также осуждено. Свт. Иоанн Златоуст постоянно обличал устраивающих зрелища и христиан, которые их посещали. «Не только душою, но и очами твоими пусть управляет любовь к Богу. Пусть не двоятся твои взоры между безстыдными зрелищами и святой ревностью», – учил Святитель. И русские святые, такие как св. прав. Иоанн Кронштадтский, свт. Феофан Затворник, препп. Старцы Оптинские и другие были категорически против театров.
«Театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется в ангела светла, чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь, и стоит посещать его не меньше, а то, пожалуй, и больше церкви: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц», – пишет батюшка Иоанн Кронштадтский.

А вот каково мнение Оптинского старца Амвросия: «В театре зрителям представляют обычно сцены из народной жизни (в духе реализма), и по времени эти сцены бывают очень грязны. Кроме того, какая обстановка в театре? Светская музыка, не дающая возникнуть в душе ни одной духовной мысли, ни одному духовному чувству. А эти рассеянные лица зрителей, переглядывающихся, смеющихся, иногда пересмеивающих друг друга, а при некоторых сценических представлениях приходящих в негодование, выражающееся в громких криках, или увлекающихся сладострастными чувствами, сопровождающимися неумолкаемым смехом и азартными рукоплесканиями и проч.? Это ли школа нравственности, как утверждают многие? Наоборот, это школа безнравственности, способная заморить в душе человека последние остатки нравственности, если она в нем есть. Оттого теперь и появляются люди – спорливые, упорные, раздражительные, – что они учатся нравственности в театрах. Приходилось слышать, что некоторые называют театр порогом Церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться – что театр есть порог Церкви, только с заднего крыльца».

Несколько дней спустя, 22 мая в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, тот же, имеющий на все свое мнение, митрополит Волоколамский Иларион совершая Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», обратился к присутствующим с архипастырским словом:… «Празднуя сегодня память святителя и чудотворца Николая, мы обращаем внимание, что Церковь обращается к святителю словами “правило веры и образ кротости”. Неслучайным является совпадение того, что мы видим в списке добродетелей, заповеданных Господом ученикам, с качествами, которые явил в своей жизни святитель Николай».
«Святитель Николай, как известно из его жития, не остановился перед тем, чтобы ударить в щеку еретика, когда услышал богохульную ересь. За это, как говорит предание, он был даже на некоторое время отстранен от епископского служения. Как же сочетается кротость, что мы прославляем в святителе Николае, и этот поступок, о котором известно из церковного предания?
А сочетается это следующим образом: когда речь идет о защите веры, истины, Господь ожидает от нас твердости, несокрушимости и способности противостоять ереси и лжеучению. Он ожидает от нас способности противостоять злу. Это случай, когда мы должны не подставлять левую щеку, но по примеру святителя Николая сами ударить еретика в щеку – правую, левую или обе – чтобы воспрепятствовать тому лжеучению, которое он распространяет.
Господь призывает нас не к агрессии, а к кротости. Но когда дело идет о защите истины, о защите правды Божией, мы должны быть непримиримыми. Мы должны называть вещи своими именами: правду – правдой, ложь – ложью, грех – грехом, добродетель – добродетелью. Здесь не может быть никаких компромиссов.
Взирая сегодня на пример святителя и чудотворца Николая, которого мы называем правилом веры и образом кротости, то есть человеком, который одновременно был готов за веру положить душу свою и в тоже время явил человеческое качество кротости, будем учиться этим добродетелям»
. /mospat.ru/ru/2015/05/22/news119296/

Вот такие вот двойные стандарты у всем известного, почетного, композитора-метрополита. Попрание веры, заветов Святых Отцов,  нарушение законов Церкви с одной стороны и призыв стоять за Веру, сохранять Истину, называть вещи своими именами: правду – правдой, ложь – ложью, грех – грехом, добродетель – добродетелью с другой стороны. Где же правда у митрополита Илариона?

«Истинно православный – тот, кто привязан всей душою к Церкви, к телу Христову, к Божьей истине, который ничего не ставит выше Божественной вселенской веры – ни авторитета, ни любви, ни дарований, ни красноречия, ни философии кого бы то ни было, – но, презирая все это, пребывает в вере твердо, постоянно и непоколебимо, считая своим долгом держаться лишь того и веровать лишь в то, о чем известно, что вся Вселенская Церковь единодушно держалась его с древности. О чем же узнает, что оное – как нечто неизвестное – впоследствии было введено кем-то единолично, без согласия других, или даже противно согласию всех святых, того он отрицает, ибо оно не относится к истинной вере, а есть лишь искушение...
Наш долг – следовать за религией туда, куда она нас ведет, а не вести религию куда нам хочется». (Св. Викентий Лиринский)

Татьяна Муравьева

<-назад в раздел

Русский календарь