Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Второй день Великого Поста. «Покаяния отверзи ми двери, жизнодавче» 04.03.2014

Второй день Великого Поста. «Покаяния отверзи ми двери, жизнодавче»

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» Задумывались ли вы когда-нибудь над этими словами, почему надо просить Бога, почему надо ожидать, и долго, чтобы отверзлись двери покаяния?
Чем заперта эта дверь, которую надо открыть? Самим Богом она закрыта наглухо, заперта многими, многими замками, и я, размышляя о сем в худоумии моем, нашел только четыре замка, а других не нашел еще.
Какие же движения нашей души, как замки, запирают эту дверь? Первый и самый тяжелый замок, заржавленный, совсем заржавленный, крайне туго открывающийся, – это неверие.
Скажите, разве может покаяться в грехах своих человек, который не верит в существование Бога, не верит в загробную жизнь, во мздовоздаяние за грехи наши, который отвергает и самое понятие греха, ибо говорит он, что нет греха, ибо нет свободной воли человеческой; говорит он, что все поступки определяются не свободной волей нашей, а теми условиями, в которых мы живем, той средой, которая окружает нас, теми экономическими и политическими условиями, которые определяют поведение наше, поступки наши.
Кто так думает, тот не верует в Бога; кому чуждо покаяние во грехах, кто не верит в загробную жизнь, не верит в существование диавола и сетей его, такой может ли вступить на путь покаяния, может ли открыть этот самый заржавленный замок?
Нет, не может, никак не может. И этот замок не откроется для го, кто не верит в Бога, в безсмертие души, в вечную жизнь, в правду Божию и в возмездие за деяния наши. Надо, чтобы всесильная благодать Божия коснулась такого закоренелого в неверии сердца, чтобы подвигла его на путь покаяния. Но и это бывает, и этот самый тяжкий замок отпирается иногда Божьей милостью, Божьей благодатью, а вовсе не стараниями самого неверующего. Умеет Господь обращать к Себе и самых закоренелых в неверии людей. Второй замок тоже тяжелый, тоже заржавленный – это гордость, ибо, чтобы начать путь покаяния, надо сознать свое греховное недостоинство, надо низко опустить высоко поднятую голову, надо смириться перед Богом, а к смирению гордый неспособен.
Как это он, властный, сильный человек, обладающий большим умом, свободой действий, будет каяться, – нет, не будет этого, не будет никогда! И гордые на путь покаяния не вступают, в гордости своей они погибают, ибо сказано, что Бог гордым противится; тот не будет с Богом, Бог только смиренным дает благодать.
Третий замок, который нашел я, – это самолюбие, а самолюбие весьма близко к гордости, это гордость в меньшем масштабе.
Самолюбие не терпит никакого укора, никакого обличения, никакого указания на свои грехи, свои ошибки. Самолюбивая душа отвергает все это, а если отвергает, если укоренилась в высокомерии своем, в своем самолюбии, может ли вступить на путь покаяния, открыты ли для нее двери покаяния? Нет, нет.
А четвертый какой нашел замок? Наш стыд: людям стыдно каяться, стыдно признаться в своих грязных делах, в своей плотской нечистоте, в духовной нечистоте своей.
Знаете вы, что и малые дети очень упорно не сознаются в своих проступках, усиленно отрицают вину свою, когда допрашивает их мать: стыдятся они, что сделали что-нибудь дурное. И молчат они, не каются они, упорствуют они. И вдруг градом покатятся слезы из глаз детских, и в рыданиях произнесет слова раскаяния, признается матери, что сделал нехорошее.
Вот это и есть покаяние. И только те, кто не заражен неверием, гордостью, самолюбием, кто не стыдится признаться в своей нечистоте, только те могут вступить на путь покаяния. Тогда Бог отверзает пред нами двери покаяния благодатной силой Божественной, ибо слышали, вы в нынешней притче о блудном сыне, что когда пришел он в себя, отправился с покаянием к отцу. Отец уже издали, увидев его идущим, поспешил навстречу ему.
Этот отец знаменует Самого Отца Небесного, и как этот отец блудного сына уже издали заметил его, так и Небесный наш Отец. Всемогущий Бог, зорко усматривает первое движение покаяния в сердце человека и спешит на помощь, спешит открыть пред ним двери покаяния.
Когда же мы вступаем на путь покаяния, когда в сердце рождается сознание необходимости покаяния, когда впервые узрит нас Отец Небесный и откроет пред нами двери покаяния? Тогда, когда мы, подобно блудному сыну, придем в себя. Ибо сказал Господь, что этот несчастный блудный сын, дошедший до глубины падения, дошедший до жизни в стаде свиней, до тяжкого голода, пришел в себя.
Что значит «прийти в себя»? Вы знаете, что приходят в себя люди, в болезни потерявшие сознание, приходят в себя люди угоревшие. Они точно внезапно просыпаются, происходит с ними то, что бывает с человеком, заблудившимся в лесу: идет и идет человек в лесных дебрях, думая, что идет по правильному пути, и вдруг поймет, что заблудился, что не найти ему дороги, и заплачет, и попросит у Бога помощи.
Вот так надо, чтобы было и с нами, ибо подобно тому как пробуждаются люди больные, потерявшие сознание в болезни своей, и мы тяжко болеем грехами, валяемся в нечистоте, в грязи.
Надо, чтобы мы поняли, чтобы вдруг познали, что идем не по тому пути, по которому надо идти, что мы заблудились, что находимся в темнице, во власти диавола, врага нашего спасения.
Надо, чтобы вспомнили слова псалма Давидова: Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему... Надо, чтобы мы поняли, что мы в темнице, что мы вовсе не на свободе; надо, чтобы душа наша возопила к Богу: Изведи, изведи из страшной греховной темницы душу мою, ибо хочу я исповедаться имени Твоему.
Вот тогда и только тогда, когда наступит внезапно резкая перемена в сознании нашем, в сердце нашем, только тогда, когда, оглянувшись на прошлое, увидим, что шли по пути нечестия, по пути заблуждения, что находимся в сетях диавола, надо, чтобы тогда начали мы наше покаяние. Вот тогда отверзет нам Податель жизни двери покаяния, хотя и закрыты они на много замков, которые сами своими усилиями отпереть не можем. Надо, что возопили мы: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! И когда возопим, откроет Господь для нас эти двери покаяния, тогда скажем: Утренюет во дух мой ко храму святому Твоему.
Тогда будем вправе произнести эти слова. А что значат эти слова, чей дух утренюет ко храму святому Божию? Дух такого человека, который остановился, опомнился, увидел, куда идет, увидел бездну погибели, лежащую пред ним, и дух свой направил совсем в другую сторону, ко храму Бога Святого, туда, где хранятся дары благодати.
Не будет он спать поздно, как ленивые делатели, не забудет о своем спасении. Он будет утром рано вставать, когда жизнь еще не начинается, он дух свой в самые ранние часы направит к Богу, он будет стремиться к храму, будет постоянно, постоянно ходить в храм Божий, будет искать там благодатной помощи против грехов своих – и найдет, и получит помощь.
Он возопит к Пресвятой Богородице: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо опалих душу грехми... И Пресвятая Богородица, наша всеобщая Небесная Мать, тотчас поспешит ему на помощь.
В тяжком сокрушении сердечном возопит он: Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу, страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давиб вопию Ти: «помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».
И если затрепещет его душа, если сознает, как студны, как постыдны дела его, будет спасен святым покаянием, и примет его в Свои обители Небесный Отец наш, как принял блудного сына его земной отец.
И будет радость великая на небе об одном грешнике кающемся, будет такая радость, такое празднование, как было при возвращении блудного сына к отцу. Велел отец заклать упитанного тельца и устроить пир, велел принести лучшие одежды и золотой перстень на руку его.
И это все в нашей власти, надо только, чтобы мы стали на путь покаяния, чтобы сознали нечистоту сердца своего и возопили к Богу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему».
Да подаст же вам Отец Небесный Свою всесильную Божественную помощь в трудном деле покаяния. Аминь.

Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский


<-назад в раздел

Русский календарь